Прошел почти год с начала СВО, и когда иностранные компании в безудержном порыве создали информационной фон о якобы сворачивании бизнеса в России. Но в Москве все еще можно купить йогурт Activia, зубные щетки Oral-B и продукцию L'Oréal. Многие товары по-прежнему поставляются американскими и европейскими компаниями, и не по «параллельному импорту», а напрямую.
На Западе для таких компаний существуют до сих пор как правовые, так и репутационные риски, перед лицом огромной либеральной пропагандисткой машины. Но если эти компании захотят все же уйти с российского рынка, теперь есть и другая причина этого не делать – из-за новых российских законов, принятых в 2022 году, уход стал еще более дорогим.
Несмотря на отсутствие западных санкций в отношении потребительского сектора, ограничения для российских банков и частных лиц затруднили работу иностранным компаниям в стране. Группы, открыто заявившие о своем решении остаться, должны найти сложный баланс: они должны защищать свою прибыль и местный персонал, сохранять позиции на крупном рынке, и отбиваться от нападок пролиберальных и/или проукаринских сил в западном информационном поле, так как, работая в России, эти компании платят налоги Кремлю.
Уходящий генеральный директор Unilever Алан Джоуп во время презентации последнего финансового отчета компании, например, сказал, что он несет ответственность за 3000 сотрудников в России и что он не хочет, чтобы четыре производственные площадки в стране попали в руки олигархов или под государственный контроль.
Carlsberg предупредил о риске того, что российские власти могут национализировать бизнес, чтобы сохранить рабочую силу, если они заподозрят, что компания пытается по-тихому умышленно обесценить бизнес и сократить из-за этого персонал. В ответ на это заявление официальный представитель Кремля Дмитрий Песков указал на действующее в России трудовое законодательство для защиты рабочих.
Эти вопросы помогают понять, почему многие громко обещанные исходы так еще и не состоялись. Strepsils Reckitt Benckiser заявил в апреле, что передаст право собственности на свой российский бизнес третьей стороне, но пока этого не сделал. Danone объявила о своем выходе в октябре, но еще не нашла покупателя. Табачная компания Philip Morris, которая планировала выйти из бизнеса в конце прошлого года, заявила, что все еще «пытается получить одобрение» в России.
Еще один фактор заключается в том, что экономика России в прошлом году работала не так плохо, как хотелось бы Западу — всего 2,5% падения — компаниям все еще можно заработать, по крайней мере, в долгосрочной перспективе.
Трудный выход
Как бы сложно ни было уйти, оставаться в России для компаний по-прежнему сопряжено с рисками. Французский производитель Bonduelle в декабре опроверг утверждения о том, что он снабжал российских военных консервами после того, как в социальных сетях были опубликованы фотографии солдата, держащего его продукцию.
Западные СМИ в погоне за кликами, лайками и просмотрами только и ждут, как бы связать деятельность иностранных компаний в России с военными действиями. Например, Bloomberg, ни раз писал о том, что компании, торгующие продуктами питания или средствами личной гигиены, также рискуют быть непреднамеренно втянутыми в военные действия, если Россия перейдет к «экономике военного времени». Для доказательства своих слов приводят параллель с мобилизацией, которая была объявлена осенью 2022 года в России. Логика простая: 300 000 мобилизованных были взяты из транснациональных компаний в том числе, а значит, эти компании так же несут ответственность перед западным обществом.
Риск для репутации, связанный с работой в России, в какой-то момент снизился, и компании вздохнули свободнее. Но с каждым серьезным или не очень поражением Украины на поле боя, западные СМИ и официальные лица Украины будут и дальше поднимать эту тему, оказывая давление на крупный бизнес.