Помимо введения зеркальных мер по ограничениям поставок российского урана для недружественных стран РФ необходимо активизировать взаимодействие с конечными потребителями и производителями сырья.
Предложение президента РФ Владимира Путина по ограничению экспорта стратегического сырья из России, в частности, урана, титана и никеля, озвученное им на совещании с членами правительства, дает основание полагать, что возможные решения в данном направлении уже прорабатываются. Дальнейшие действия России в этой сфере могут оказаться серьезное влияние на мировой рынок урана – не только в плане изменения логистики и стоимости поставок для недружественных стран, но, в первую очередь, в процессе выстраивания долгосрочных связей с основными потребителями и производителями урана.
Россия не входит в число крупнейших производителей урановой руды, однако занимает 2-ое места в мире по запасам урана с учетом доли госкорпорации "Росатом" в активах в Казахстане и других государствах. Кроме того, РФ фактически занимает ведущую позицию в сегменте поставок обогащенного урана.
Зеркальные меры в отношении США в плане ограничений поставок урана напрашиваются с учетом растущей геополитической напряженности и ранее принятыми ограничениями со стороны Вашингтона. Однако "зеркало" возможного ответа России в определенном смысле является искривленным – как с учетом принятых в США ограничений, так и структурой мировых рынков в целом.
Объем поставленного в США из РФ низкообогащенного урана в 2023 году, по данным Конгресса США, превысил 20% от общего американского импорта по данной позиции. В стоимостном выражении доля российского импорта в иностранных закупках урана со стороны США выросла до 27%, достигнув рекордных $1,2 млрд.
В мае 2024 года администрация Байдена ввела запрет на импорт в США низкообогащенного урана из России, ограничения вступили в силу 11 августа 2024 года. При этом компании-потребители урана в США могут получать разрешение на импорт российского урана в ограниченных объемах вплоть до 2028 года.
Покупка сырья уже довольно давно не является прерогативой конечных потребителей. Различные инвестбанки и фонды активно участвуют не только в спекуляциях с "бумажными" ценами на сырье в электронных торгах, но и закупают и складируют физические сырьевые активы. В число крупных покупателей казахстанского урана, например, входят крупные финансовые компании, в частности, британская инвесткомпания Yellow Cake. Покупкой и хранением физических объемов урана также занимаются американский инвестбанк Goldman Sachs, австралийский инвестбанк Macquarie, а также целый ряд других финансовых компаний.
Помимо покупок со стороны частных компаний при запрете или ограничении поставок урана со стороны России США и другие недружественные РФ государства смогут импортировать его из Китая или третьих стран. В частности, Китайская национальная ядерная корпорация (CNCC) уже является одним из крупных экспортеров обогащенного урана в США и страны Европы.
В данном контексте прямое ограничение экспорта урана со стороны РФ будет иметь более выраженное политическое значение – но не лишит недружественные страны поставок. Тем не менее, стоимость покупки обогащенного урана для них может заметно возрасти.
Помимо оказания косвенного влияния на рост импортных затрат по закупкам урана для недружественных стран России необходимо развивать связи с конечными потребителями обогащенного урана, а также ведущими производителями уранового сырья в дружественных государствах.
ГК "Росатом" уже ведет планомерную работу в данном направлении – компания активно продвигает, разрабатывает и создает новые АЭС в различных странах мира. Среди строящихся проектов АЭС "Росатома" – "Аккую" в Турции, "Куданкулам" в Индии, "Пакш-2" в Венгрии, "Руппур" в Бангладеш, "Сюйдапу" и "Тяньвань" в Китае, "Эль Дабаа" в Египте. Эти и другие проекты АЭС в развивающихся странах – будущие конечным потребители обогащенного урана.
Более сложной является тема взаимодействия с производителями урана. Одним из долгосрочных вариантов снижения предложения урана недружественным России странам может стать перенаправление существенной части поставок Казахстана и ряда других стран в Китай. Дальнейшее развитие атомной генерации увеличит роль КНР в качестве конечного потребителя урана, снизив при этом его заинтересованность в последующей продаже обогащенного урана западным странам. "Росатом" за последние годы увеличивает свою долю в добывающих урановых активах Казахстана.
Риски для РФ в этой связи стали проявляться в виде попыток со стороны США построить более тесные связи с крупнейшими производителями урана – Казахстаном и Узбекистаном. В формате С5+1 – Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и США за последний год была проведена серия встреч. В частности, в сентябре 2023 года в рамках Генассамблеи ООН прошла первая президентская встреча С5+1. В феврале 2024 года в Госдепартаменте США сообщили о "проведении диалога по важнейшим минералам" в формате С5+1. В сентябре 2024 года в Киргизии прошла встреча секретариата С5+1, среди вопросов, в том числе обсуждалась тема "реализации стратегических проектов в энергетике".
Контроль над глобальными поставками урана со временем будет приобретать все более серьезное значение. В мире в целом сложилась ситуация с нехваткой предложения обогащенного урана. В дальнейшем прогнозируется, что нехватка предложения урана будет только расти. Ряд оценок предполагает двукратное увеличение спроса на обогащенный уран для АЭС к 2040 году.
По прогнозам Всемирной ядерной ассоциации, спрос на обогащенный уран для АЭС к 2030 году увеличится с 65,65 тысяч тонн в 2023 году до 83,8 тысяч тонн к 2030 году и затем до 130 тысяч тонн к 2040 году.