Закат Volkswagen – "народный автомобиль" потерял обороты

Volkswagen Saxony - Works meeting

Немецкое автомобилестроение, как и промышленный сектор Европы в целом пребывают в кризисном положении, компании вынуждены закрывать производство в ЕС из-за нерентабельности.

В 2023 году топ-менеджмент Volkswagen уже заявлял о том, что планирует сократить затраты на 8,4 млрд евро в период с 2023 по 2026 год. В начале августа 2024 года в докладе корпорации было заявлено о том, что "принятых мер по сокращению затрат оказалось недостаточно" и "необходимо продолжить снижение фиксированных затрат". Ранее заявленные планы по снижению расходов были пересмотрены до еще более высокой цифры в 10 млрд евро.

В начале сентября в Volkswagen были вынуждены констатировать, что "европейская автомобильная промышленность находится в очень сложной и серьезной ситуации". В результате концерн оказался в ситуации, когда вопрос о закрытии части производств, в частности, заводов Volkswagen в Оснабрюке на северо-западе страны, а также в Дрездене, скорее всего, является уже решенным. Руководство концерна 2 сентября уже попыталось объяснить разъяренным сотрудникам необходимости закрытия предприятий. На пресс-конференции в штаб-квартире концерна в Вольфсбурге прозвучали заявления о том, что у Volkswagen’а "остался год, может быть два" для адаптации к условиям падения продаж автомобилей в Европе.

Почему "решительное сокращение затрат" в виде массовых увольнений сотрудников и закрытия производственных мощностей на территории Германии стали неизбежной реальностью для немецкой автомобильной промышленности?

За свою почти 90-летнюю историю немецкий "Народный автомобиль" никогда не закрывал сборочные линии на территории Германии, при этом в последний раз концерн сворачивал производство в 1988 году, приняв решение о закрытии завода в округе Уэстморленд американского штата Пенсильвания.

В Германии Volkswagen является одним из крупнейших работодателей, в самой компании работают около 295 тыс. человек. При этом сопоставимое количество сотрудников занято в смежных отраслях, поставляющих запчасти концерну.

Немецкие смежники уже ведут процесс массового сокращения персонала. В частности, в руководстве немецкого производителя автозапчастей ZF в конце июля 2024 года заявили о том, что к 2028 году уволят до 25% от своего текущего персонала в 54 тысячи сотрудников. Ряд других компаний в данном сегменте, в частности Continental AG, Bosch, Recaro, Thyssenkrupp Automotive Body Solutions, Flabeg Automotive в этом году также приступили к реализации планов по массовому сокращению сотрудников в ФРГ.

По многим оценкам, немецкие автопроизводители в целом серьезно недооценили темпы развития компаний Китая и слишком поздно начали развивать сегмент электромобилей. Компании ФРГ на глазах уступают позиции в КНР и на других рынках. По оценкам Dunne Insights, объем продаж автомобилей Volkswagen в Китае с 2017 года упал с 4 млн до уровня в 2,5 млн, который, как ожидается, будет показан по итогам 2024 года. Более того, китайские компании начинают отвоевывать у немецких автопроизводителей их долю рынка в самой Европе.

При этом, концерн Volkswagen до сих пор ощущает серьезные финансовые и репутационные потери из-за скандала с вредными выбросами автомобилей с дизельных двигателями, начавшегося в 2015 году. Общий объем затрат, которые компания понесла в ходе "Дизельгейта" в результате выплаты штрафов, судебных издержек, необходимости отзыва машин и замены оборудования, по ряду оценок, превысил 32 млрд евро.

Деиндустриализация Европы

Источник: worldmarketstudies.ru

Энергетический кризис, разразившийся в Европе в 2022 году из-за санкций против России после начала Специальной военной операции, для многих европейских компаний стал финальным аккордом, когда выяснилось, что "промышленность находится в очень сложной и серьезной ситуации".

Деиндустриализация Европы

Источник: worldmarketstudies.ru

Топ-менеджмент Volkswagen, вновь и вновь повторяющий про необходимость сокращения затрат компании, обозначает основную проблему немецких автопроизводителей и промышленности Европы: у ЕС нет собственной ресурсной базы. После перехода к враждебной политике по отношению к России с применением санкций и поставками оружия на Украину у Евросоюза больше нет доступа к дешевым энергоносителям, металлам и другому сырью для производства конкурентоспособной продукции.

Этот фактор будет и дальше подтачивать промышленность Европы, разрушая прежние иллюзии о возможности сохранения мирового лидерства немецкими автопроизводителями и другими европейскими компаниями.

Дополнительной проблемой для европейских компаний является то, что основные перспективы роста сосредоточены на развивающихся рынках Азии, а в самой Европе идет процесс размывания среднего класса, покупательная способность которого в лучшем случае стагнирует – не только из-за снижения доступных ему финансовых средств из-за роста потребительских цен.

В рамках постепенного распространения идеологии о снижении потребительских расходов под видом борьбы с глобальным потеплением и снижением выброса парниковых газов в последние годы все активнее продвигается идея о том, что в дальнейшем необходимо отказаться от владения собственными автомобилями. Основатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб вполне четко заявлял о том, что "сокращение количества частных автомобилей пойдет на благо планеты".  В этом свете Volkswagen и другие европейские автопроизводители выполняют вполне достойную миссию, снижая вредные выбросы за счет сокращения производства своей продукции.

Последние материалы

21:41, 20 декабря 2024, пятница
Приостановка повышения ставки: в ЦБ признали риски для экономики

Решение руководства Банка России сохранить ставки на прежнем уровне стало неожиданностью для фондового рынка РФ. Несмотря на продолжение роста инфляции и жесткую риторику регулятора с момента последнего заседания, в ЦБ фактически признали, что больше не могут игнорировать негативные сигналы о замедлении экономики. 

21:56, 19 декабря 2024, четверг
Трамп против ФРС: от неприязни к конфликту?

Первые годы второго президентского срока Трампа могут пройти под знаком противостояния с руководством Федеральной резервной системы США из-за разногласий по монетарной политике. Открытый конфликт и публичная критика главы ФРС будут свидетельствовать об определенном расколе в руководстве страны.

18:55, 19 декабря 2024, четверг
Отключения света в Германии: плохая погода для "энергоперехода"

Для ФРГ становятся нормой периодические отключения электричества, несмотря на общее снижение энергопотребления. Власти Германии обвиняют Россию в "гибридных атаках", сделав при этом немецкую экономику зависимой от погоды.  

18:51, 19 декабря 2024, четверг
Ослабление валют БРИКС к доллару: внутренние факторы, внешнее давление

Котировки национальных валют многих государств объединения за последнее время понесли определенные потери по отношению к доллару, в 2025 году сохраняются риски продолжения данной тенденции. 

18:47, 19 декабря 2024, четверг
Закат Европы: обострение проблем Старого Света в первой четверти XXI века

Потеря позиций европейскими странами и компаниями в мировой экономике и на фондовых рынках может оказаться необратимой на фоне дальнейшего развития Китая и других развивающихся стран,  а также очередного ужесточения торгово-экономической политики США. 

11:08, 16 декабря 2024, понедельник
Долгосрочная сделка "Роснефти" и Reliance – РФ и Индия укрепляют нефтяные связи

Индия стремится получить гарантированный доступ к российской нефти по фиксированной цене для минимизации рисков волатильности в ближайшие годы.

10:51, 16 декабря 2024, понедельник
Милитаризация Европы: рост военных бюджетов и заказов

Страны ЕС продолжают увеличивать расходы в военной сфере, европейские оборонные компании сообщают об увеличении заказов и прибылей.

14:28, 13 декабря 2024, пятница
Обострение торгового давления США – как ответит Китай?

Власти КНР отреагируют более агрессивным образом в отношении США в случае введения новых импортных пошлин со стороны американских властей – в отличие от первого президентского срока Дональда Трампа. 

12:11, 13 декабря 2024, пятница
Россия – Пакистан: перспективы сотрудничества с акцентом на взаимодействии РФ с Глобальным Югом

Ряд направлений сотрудничества между Россией и Пакистаном являются перспективными как в плане потенциального улучшения экономических, так и внешнеполитических связей между двумя странами.

10:05, 12 декабря 2024, четверг
Финансовые рынки могут не справиться с ростом госдолгов – мировым ЦБ придется возобновить QE?

Выполнение планов по увеличению государственных заимствований в США и ряде других стран грозит дестабилизацией финансовых рынков, которые могут "не переварить" новый объем госдолга без поддержки центральных банков.

Наверх