Смена власти в Бангладеш – государственный переворот, произошедший на этой неделе, – окажет влияние на торговые маршруты Китая и весь Азиатско-Тихоокеанский регион и не является исключительно внутренним делом страны. Это еще одна точка напряженности вокруг Китая, вероятно, подпитываемая извне.
Месяц назад один из лидеров правящей на тот момент партии «Народная лига Бангладеш» Садрул Ахмед Хан в интервью индийскому изданию The Sunday Guardian рассказал, что США готовят переворот в стране. Согласно утверждениям Хана, Соединенные Штаты Америки создают точки напряженности в регионе с целью дестабилизации ситуации и создания немусульманского (христианского) анклава: провинция Куки-Чин в Мьянме, горные районы Чаттограм в Бангладеш и Мизорам в Бхарате.
Через этот анклав США пытаются закрепиться в регионе, используя территорию Мьянмы. В 2021 году в Мьянме произошел переворот, в результате которого к власти пришел Мин Хлайн. Цель переворота была сместить на своем посту прозападную Аун Сан Су Чжи, которой фактически принадлежала вся власть в Мьянме и она удалась.
Свергнутое правительство сформировало повстанческую армию, более известную как НСО, в состав которой вошли многочисленные сепаратисты. В результате, конфликт перешел в затяжную фазу и американцы в настоящий момент не могут влиять на прокитайскую и пророссийскуюя позицию Мин Хлайна. Ситуация настолько неприятная для США, что они оказывают неофициальную военную помощь повстанцам, которые полностью находятся на обеспечении США. А «Закон о Бирме» США позволил повстанцам официально открыть свой офис на территории Америки для прямого и оперативного управления военными действиями.
Вторая причина, связанная непосредственно с Бангладеш, остров Saint Martin's. США активно призывали Бангладеш присоединиться к альянсу QUAD (Австралия, Индия, США и Япония). В составе альянса было бы еще проще и логичнее арендовать этот остров, чтобы построить там военную базу для США. Но, несмотря на участие в совместных учениях и официальных военных связях с США, Бангладеш категорически отказывался от такой сделки, опасаясь потери суверенитета. Помимо прочего, власти Бангладеш опасались, что военная база принесет еще больше нестабильности в регион, так как будет расположена вблизи немусульманского анклава и позволит усилить военную мощь сепаратистов.
Для США военная база позволила бы усилить возможности по перекрытию Малаккского пролива – морские ворота Китая в Европу, Африку и на Ближний Восток – при начале активных военных действий в регионе со стороны Китая (Тайвань).
Третий фактор – экономический коридор Бангладеш, Китай, Индия и Мьянмы (BCIM). Связав Зону свободной торговли АСЕАН, Зону свободной торговли АСЕАН–Китай и АСЕАН–Индия, коридор станет одной из крупнейших зон свободной торговли. Более того, коридор позволит подключить Индию к проекту «Один пояс – один путь». Пока индусы противятся из-за напряженных отношений с Китаем, но экономические выгоды от торгового коридора BCIM значительны: доступ к многочисленным рынкам Юго-Восточной Азии, улучшение транспортной инфраструктуры, создание промышленных зон. Соответственно, вполне вероятно, что экономика победила бы политику в конечном итоге. А это в свою очередь еще более отвяжет крупнейшую демократию от США и усилит позиции Китая в регионе.
Лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус, в последние годы живший в Париже, вернулся в Бангладеш, чтобы возглавить временное правительство. На встрече с президентом и высшими армейскими чинами студенты ясно дали понять, что не примут власть военной хунты, и в качестве компромиссной переходной кандидатуры предложили Юнуса.
Кандидатура Юнуса временная, но протестующие надеются, что после полутора десятилетий авторитарного правления Хасины ему удастся возродить в стране демократию. Прикрытие «целей демократии» (особенно после госпереворота) создает идеальные условия для американцев по продвижению своих интересов в стране.