Газовая станция
В Евросоюзе пожинают плоды собственных решений отказа от сотрудничества с Россией: экономика ЕС не может оставаться конкурентоспособной при высокой стоимости поставок американского СПГ.
В начале февраля 2025 года цены на газ в Европе выросли до максимальных значений за последние два года на уровне свыше $600 на фоне повышенных темпов использования накопленных запасов газа. По данным отраслевой ассоциации Gas Infrastructure Europe, по состоянию на 12 февраля хранилища ЕС были заполнены на 48%. Год назад в этот же период значение показателя составляло 67%.
К концу текущего зимнего сезона, по оценкам представителей норвежской Equinor, показатель может опуститься до уровня в 30–40%. В зависимости от итоговых объемов газа в европейских хранилищах странам ЕС в течение весенних и летних месяцев потребуется приобрести на 250–350 больше танкерных партий сжиженного природного газа, чем в 2024 году.
Подобная необходимость обусловлена нормативными требованиями, согласно которым наполнение европейских хранилищ СПГ к 1 ноября должно составить 90%. В летние месяцы Европе придется активно конкурировать за поставки СПГ с азиатскими странами.
В целях ограничения дальнейшего возможного роста цен власти ЕС, по данным издания Financial Times, рассматривают возможность введения регулятивных ограничений на цены на газ на спотовом рынке в Нидерландах.
Ряд отраслевых объединений, в частности, Ассоциация фьючерсной торговли, ассоциация европейских энергетических бирж Europex и ряд других отраслевых объединений выступили с открытым протестом против подобного предложения. Главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйнен было направлено письмо с выражением "сильной обеспокоенности" относительно перспектив принятий каких-либо ценовых ограничений на европейском рынке газа со стороны властей ЕС.
В тексте письма, в частности, отмечается, что введение ценовых ограничений "может поставить под угрозу долгосрочные поставки газа в Европу" и "подорвать доверие к Европе как серьезному покупателю на глобальном рынке газа".
В этой связи стоит напомнить, что власти ЕС в течение ряда предыдущих лет сами предприняли определенные шаги, которые привели к текущим проблемам в энергетической безопасности Европы.
Между ЕС и РФ действовали долгосрочные контракты на поставку газа по ценам, которые были в среднем ниже рыночных. Однако европейские страны и компании сначала решили перевести контракты с "Газпромом" на рыночную основу, потом отказались от заключения долгосрочных контрактов и затем решили разорвать действующие контракты.
В частности, контракт на поставки газа между "Газпромом" и австрийской OMV действовал до 2028 года, в 2018 году действие соглашения было продлено до 2040 года. В декабре 2024 года в OMV объявили об одностороннем отказе от контракта.
Действие контракта "Газпрома" с Uniper предполагало поставки газа до 2035 года. В июне 2024 года немецкая компания в одностороннем порядке отказалась от его соблюдения.
Большая часть долгосрочных контрактов между Газпромом и европейскими компаниями, ранее заключавшиеся с нефтепродуктовой привязкой и содержавшие условие "бери-или-плати", после 2010–2011 годов и серии арбитражных споров с европейскими компаниями была переведена на рыночные цены. К 2021 году доля поставок газа со стороны "Газпрома" по контрактам на основе рыночных цен достигла 87%. В период с 2011 до 2021 годы рыночные цены на газ в Европе обычно не превышали $300 за тысячу кубометров в пиковые зимние периоды повышенного спроса. Стоимость газа по долгосрочным контрактам для европейских стран в среднем колебалась на уровне в 200–250 за 1 тыс. куб м. Пиковые значения по объемам поставок газа из РФ в Европу пришлись на 2019 год, когда показатель достиг 201,9 млрд кубометров.
В 2021 году, по оценкам "Европейского совета по международным отношениям" (ECFR) объем поставок российского газа в Европу составил 155 млрд кубометров или 45% от общего объема газового импорта ЕС.
Помимо фактора напряженности в отношениях между РФ и ЕС после государственного переворота на Украине в 2014 году и ведения военных действий Киевом на Донбассе, в Европе также все более активно начинает оформляться "зеленая повестка".
Власти ЕС на законодательном уровне начинают все более активно продвигаться инициативы по использованию альтернативных источников энергии и снижению использования углеводородного топлива. В декабре 2021 года в Еврокомиссии сообщили об одобрении ряда законопроектов по "декарбонизации", при этом одной из законодательных инициатив также стал отказ от покупок природного газа по долгосрочным контрактам после 2049 года.
В Брюсселе также все чаще стали говорить о стремлении ЕС перейти к закупке газа по спотовым ценам, а не по долгосрочным контрактам. В дальнейшем выяснится, что рыночные цены на газ спотовом рынке в голландском хабе TTF якобы являются не вполне "справедливыми" и власти ЕС захотят ввести искусственные ограничения на них, но до этого пройдет еще несколько лет.
Тем временем, после резкого обострения отношений между Москвой и Брюсселем на фоне начала Россией СВО на Украине власти ЕС принимают решение не продлевать контракты по поставкам трубопроводного газа из РФ и начали сокращать импорт российских энергоресурсов. Объем поставок трубопроводного газа из России в Европу в 2022 году снижается до 80 млрд кубометров. В июне 2022 года вступает в силу решение ЕС об установке обязательного норматива по заполнению европейских хранилищ газа на 90% к 1 ноября каждого года. Это еще одно решение властей ЕС, которое, как покажет дальнейшее развитие ситуации, будет оказывать заметное влияние на ценообразование на европейском рынке газа в виде сопутствующего спекулятивного давления на цены.
В конце сентября 2022 года три из четырех ниток газовых трубопроводов "Северный поток-1" и "Северный поток-2" были повреждены в результате взрывов.
В конце 2024 года истек срок действия долгосрочного транзитного контракта Газпрома с Украиной. Поставки трубопроводного газа через Украину в Европу (через ГИС "Суджа" и "Сохрановка") были остановлены.
Оставшимися маршрутами поставок российского газа в ЕС стали "Турецкий поток" и "Голубой поток", которые были изначально предназначены для поставок в Турцию и страны Южной и Юго-Восточной Европы. В период с 2021 по 2024 год поставки трубопроводного газа из РФ в ЕС в целом упали на 110–120 млрд кубометров. В 2024 году объем экспорта газа из России в Европу по трубопроводам "Голубой поток" и "Турецкий поток" в Черном море составил 32 млрд кубометров.
Развитие ситуации с энергетическим сотрудничеством РФ с ЕС и последующим отказом Брюсселя от данного взаимодействия – наглядный пример того, что отношения между странами и блоками определяются не только экономическими факторами. Рассчитывать на сохранение долгосрочных экономических связей без учета ситуации в геополитической сфере – серьезное заблуждение.
В Европе, обвиняя Россию в проведении СВО на Украине, продолжают платить за прямое участие в гибридной войне против РФ на Украине. Не стоит забывать о роли Евросоюза в дестабилизации ситуации на Украине в 2013 году на фоне решения украинских властей о приостановке курса на вступление в ЕС. Европейские власти активно вмешивались в политическую ситуацию на Украине, выступая на акциях протеста в Киеве. В ЕС полагали, что являются самостоятельным геополитическим игроком на мировой арене, не обладая при этом достаточными энергетическими ресурсами.
В результат на текущий момент Европа уже лишилась части своей промышленности и процесс закрытия и вывода производственных мощностей за пределы ЕС продолжается в Германии и других европейских странах.
Теперь в Брюсселе пытаются смягчить последствия своих решений, рассчитывая устранить разрыв в ценах на энергоносители между США и ЕС нерыночными методами, – за счет ценовых ограничений. Евросоюз рискует столкнуться с противодействием данным мерам не только со стороны европейских компаний энергетического сектора, но и со стороны президента США Трампа. Новая торговая война, развязанная американской администрацией с введением импортных пошлин на сталь и алюминий, в дальнейшем может распространиться и на другие сферы и, вполне вероятно, будет использоваться Трампом как инструмент давления на ЕС, чтобы заставить Брюссель продолжать закупки американского СПГ.