Новый президент США хочет добиться быстрого изменения стратегии за счет указов с объявлением о ЧС, при этом данные действия также подчеркивают продолжение дестабилизации политического курса американского руководства.
За последние несколько президентских каденций в США вполне явно развивается политическая шизофрения, когда уходящий президент описывает успехи своей администрации, а новый глава объявляет об общенациональном кризисе из-за провальной политики прежнего лидера.
2025 год для США также начался на противоречивой ноте – ушедший президент Байден, сидя на подушке в овальном кабинете Белого дома, в своем прощальном послании нации в течение 17 с половиной минут рассказывал о том, каких успехов достигла американская экономика под его руководством. По его словам, он, якобы, подписал "самый существенный закон по климату и чистой энергии в истории мира", при этом под его руководством США якобы "доказали, что мы не обязаны делать выбор между защитой окружающей среды и ростом экономики, мы добиваемся и того, и другого".
Неделю спустя его обращение исчезло с официального сайта президента США, по ссылке появляется сообщение об ошибке: "Страница не найдена".
Новый президент США Дональд Трамп в первый же день работы опубликовал серию указов с кардинально иным описанием действительности в Америке. Одним из президентских указов было объявлено о "чрезвычайной ситуации в национальной энергетике".
В тексте указа новый президент отметил, что "действия прежней администрации привели нашу страну в состояние национальной чрезвычайной ситуации, в которой крайне неадекватные и прерывистые поставки энергии и все более нестабильная энергетическая сеть требуют быстрых и решительных действий".
Кроме того, по словам нового хозяина Белого дома, приведенным в президентском указе о ЧС в энергетике США, "текущее развитие внутренних энергетических ресурсов страны является неадекватным и из-за этого мы уязвимы перед враждебными внешними силами, текущее состояние энергетики также представляет непосредственную и растущую угрозу для благополучия и национальной безопасности США".
В рамках указа о ЧС в энергетике от глав агентств и департаментов требуется "найти и задействовать все возможные чрезвычайные полномочия для обнаружения, производства, транспорта, переработки внутренних энергетических ресурсов". В течение 30 дней с момента публикации указа от глав департаментов и агентств "требуется представить отчет относительно действий, который они предприняли в соответствии с данными указаниями". Трамп также потребовал провести оценку энергетического обеспечения вооруженных сил США, указав на необходимость проверки возможностей министерства обороны в сфере получения доступа и транспорта энергии, электричества или видов топлива, необходимых для защиты страны и проведения заграничных операций. В течение 60 дней отчет о данной проверке должен быть предоставлен помощнику президента США по вопросам национальной безопасности.
Объявление о чрезвычайной ситуации в энергетике в США было сделано в рамках общего изменения вектора энергетической политики при Трампе.
Отдельный президентский указ по данному вопросу постулирует, что "за последние годы обременительные и идеологически мотивированные регулятивные нормы создали преграды для развития энергетических ресурсов, ограничили генерацию надежного и доступного электричества, снизили создание рабочих мест и привели к росту энергетических затрат для наших граждан".
Поэтому, по утверждению Трампа, "в национальных интересах Америки – снять ограничения на доступные и надежные источники энергии и природные ресурсы". В президентском указе также отмечается, что данная стратегия "восстановит экономическую и военную безопасность страны, что позволит добиться мира через силу".
Президентские указы со стороны Трампа, в которых текущая ситуация в США описывается как якобы близкая к катастрофической из-за действий Байдена, также являются частью стратегии по увеличению объемов экспорта нефти и газа и принуждению стран ЕС к их покупке под угрозой введения импортных пошлин.
Практика обвинения предыдущего руководства и представление собственной стратегии в качестве некоей спасительной меры – не нова для Трампа и в целом для американских политиков. Тем не менее, пытаясь представить себя как сторонника нефтегазовой отрасли, Трамп также умалчивает о том, что добыча нефти во второй половине его первого президентского срока, в период 2019–2021 годов, снижалась и в целом находилась в стагнации.
При этом за время президентства Байдена объем американской нефтедобычи повышался ежегодно и в последние два года достиг рекордных показателей: в 2023 году добыча нефти в США составила 12,9 млн баррелей в сутки. По итогам 2024 года ожидается новый рекорд, на уровне 13,2 млн б/с.
В нефтегазовой отрасли США в течение 2024 года также появились признаки достижения определенного "плато" с формированием условия для последующего снижения сланцевой добычи.
В определенном смысле, объявление о ЧС в энергетике со стороны Трампа – это маркер поворотного момента в дальнейшем развитии энергетической политике США. Один из основных вопросов на перспективу – как долго продлится этот момент? Не исключено, что лишь до того момента, как в должность вступит следующий президент США.
Режим ЧС в целом расширяет полномочия исполнительной власти и позволяет предпринимать действия, для одобрения которых необходимо принятие новых законов. Режима чрезвычайной ситуации в США далеко не всегда коррелирует с возникновением какого-либо природного или техногенного бедствия – в современной истории США это, скорее, сигнал о политическом ЧС, при котором президент страны или губернатор штата пытается принять новые меры без одобрения законодательных органов. Данные меры будут действовать – пока конгресс или другие законодательные органы в зависимости от того, на каком уровне они были объявлены, не узаконят их в новых нормативных актах или не объявят их незаконными.
Некоторые объявления о ЧС – в основном во внешней политике США – продолжают действовать на протяжении многих десятилетий, например, решение о конфискации активов правительства Ирана в связи с чрезвычайной ситуацией, которая была объявлена в 1979 году в связи с кризисом, которые возник из-за революции в стране и захвата американского дипломатического персонала в качестве заложников. Также сохраняется действие исполнительных президентских указов о введении ЧС в связи с рисками распространения оружия массового поражения (1994 год), противодействию терроризму (2001 год) и ряд других мер.
В истории США также есть примеры, когда последующие администрации в буквальном смысле забывали отменить действие предыдущих исполнительных указов о введении ЧС. В докладе Сената США в 1973 году было установлено, что на тот момент продолжали действовать указы о чрезвычайных ситуациях в связи с банковским кризисом 1933 года; в связи с войной в Корее в рамках указа 1950 года, а также в связи с забастовкой работников почты в 1971 году.