Мировые автоконцерны теряют продажи на китайском рынке, что сказывается на финансовых показателях.
Крупнейшие мировые автоконцерны, такие как VW, Ford и Toyota, оказались застигнутыми врасплох двумя фундаментальными изменениями. Во-первых, темпами, с которыми потребители отказываются от двигателей внутреннего сгорания. И, во-вторых, ростом китайских корпораций, производящих электромобили.
По данным шанхайской консалтинговой компании Automobility, почти две трети от общего количества легковых автомобилей, проданных в этом году в сегменте «автомобилей на новых видах энергии» — сюда китайское правительство относит не только гибриды и аккумуляторные электромобили, но и, напрмер, машины на водородных топливных ячейках — были произведены четырьмя китайскими концернами и Tesla. Только на одну компанию — BYD — пришлись в 38% продаж.
Дни производителей, которые все еще пытаются заработать в Китае на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, сочтены. Уже почти каждая третья проданная машина в стране — электромобиль.
VW в прошлом году удерживал долю в 13% в сегменте автомобилей с ДВС. Теперь BYD собирается свергнуть VW с этого трона. Что еще более важно, если посмотреть на доли рынка электромобилей, то немецкая группа в этом году занимает восьмое место с объемом продаж всего 2,5% — и это единственный иностранный производитель в топ-10 кроме Tesla.
Пока VW намерен драться. Концерн в этом году VW удвоил инвестиции, вложив миллиарды долларов в новые электромобили, и пообещал производить более привлекательные для китайских потребителей машины.
Ford, напротив, решил бежать. Компания сокращает расходы в Китае, понимая, что удержаться на этом рынке у нее получится. Постепенная сдача позиций, должно быть, горький опыт для компании, которая всего десять лет назад была шестым по величине игроком на рынке.
Не тратить силы на заведомо проигрышное сражение решили и в Mitsubishi. Компания прекратила выпуск автомобилей в стране на неопределенный срок и готовится увольнять сотрудников. На совместном предприятии Mitsubishi с государственной GAC производство было остановлено еще в маре после того, как продажи его нового внедорожника Outlander на бензиновом топливе провалились. Mitsubishi еще не представила на этом рынке полностью электрический автомобиль, а ее завод в Чанше произвел всего 3367 автомобилей за первые пять месяцев года, что на 75% меньше, чем годом ранее, свидетельствуют данные Ассоциации производителей пассажирских автомобилей Китая.
Генеральный директор Mazda Масахиро Моро, который занял должно в этом году, в начале июля заявил, что компания, вероятно, не сможет увеличить прибыль в Китае в этом году. Даже несмотря на то, что корпорация нацелена увеличить годовой объем продаж автомобилей на 48% в текущем финансовом году.
«Похоже, что мы вступаем в стадию, когда выживают только сильнейшие, — уверен Моро: Конкурентная среда жестче, чем мы ожидали».
Однако Моро добавил, что компания по-прежнему хочет перейти в наступление, сделав ставку на электромобили. Японский автопроизводитель планирует представить в Китае два электромобиля местного производства к 2025 году.
На этом фоне 2023 год станет первым годом, когда китайские бренды превзойдут в КНР по продажам иномарки. Но потери транснациональных корпораций в Китае — это всего лишь артподготовка. Контейнеры с дешевыми высокотехнологичными китайскими электромобилями отправляются из портов Китая таким плотным потоком, что в этом году страна готова обогнать Японию как крупнейшего в мире экспортера автомобилей. И советам директоров американских, европейских, японских автопроизводителей уже пора думать не о выживании в Китае,а о битве, которая будет разворачиваться на пороге их собственных домов.