Доллар в мировых резервах
Большинство развитых стран вступили в период пониженного экономического роста, с высокой инфляцией и повышенной задолженностью, которая, по прогнозам, будет только увеличиваться в дальнейшем.
На этом фоне долговой рынок западных государств также демонстрирует довольно тревожные симптомы, которые не наблюдались на протяжении многих десятилетий. По оценкам Deutsche Bank, показатели ежегодной скользящей номинальной доходности по 10-летним гособлигациям США в текущем десятилетии опустились до значений, ранее не наблюдавшихся в американской истории.
Сопоставимая ситуация наблюдается во Франции, где номинальная доходности по 10-летним гособлигациям показывает худшую динамику с момента революции в 1848 году. Ситуация с номинальной доходностью по 10-летним гособлигациям Великобритании и Японии в этом десятилетии также
Номинальная доходность "обычных" гособлигаций, а не облигаций с защитой от инфляции (TIPS), не учитывает инфляцию. В плане реальной доходности текущая декада 2020–2030 годов по состоянию на 2025 год, по данным Deutsche Bank, является худшим периодом для 10-летних гособлигаций США с 1970–1980-х; Японии – с 1970–1980-х; Великобритании – с 1960–1970-х; Германии – с 1940–1950-х; Франции – с 1940–1950-х.
Ежегодная номинальная доходность 10-летних облигаций США и ФРГ (1800 - 2025гг)
Если учитывать антирекорды долгового рынка развитых стран и по номинальной, и по реальной доходности, то текущее десятилетие становится худшим для долговых бумаг G7 за всю их предыдущую финансовую историю.
В чем причины данной ситуации?
По аналогии с военными конфликтами, финансовая картина для развитых стран развивается по "лестнице эскалации", где каждое последующее действие предполагает все более серьезные и разрушительные последствия. Но вместо того, чтобы начать "деэскалацию", власти на протяжении десятилетий продолжаются подниматься по данному опасному пути все выше и выше.
За последние годы для развитых стран вполне явно наблюдается все более интенсивная конвергенция рисков и негативных факторов, причем данные тенденции развиваются фактически одновременно:
- Многолетняя аккумуляция долгов привела к формированию объема заимствований, которого ранее не было в истории;
- Инфляция в развитых странах после многолетнего затишья (фактически, c 1980-х годов) начала повышаться по сценарию развивающихся стран;
- Негативное экономическое влияние процессов снижения производительности труда, старения населения и увеличения социальных расходов бюджета развитых стран не купируется какими-либо реальными решениями со стороны властей;
- В результате бюджетные дефициты остаются высокими, и объем заимствований только продолжает расти;
- Дальнейшие экономические перспективы многих западных стран выглядят проблемными.
В процессе финансово-долговой инженерии, которой на протяжении многих лет занимаются власти США, Великобритании и других развитых стран, вполне отчетливо наблюдается снижение эффективности. Каждый последующий доллар, евро, иена новых долгов становится все менее действенным в плане своего экономического эффекта – не только из-за необходимости финансирования бюджетных дефицитов и инфляции, но и из-за необходимости выплаты процентов по уже накопленным долгам.
Совокупный объем государственных долгов развитых стран "Большой семерки" за последние 25 лет вырос почти в 5 раз: с $13 трлн в 2000 году до $62 трлн в 2024 году. Однако для многих из этих государств новые долги не помогли "оживить" экономику. В ближайшие годы большинство стран G7 ожидает, в лучшем случае, экономическая стагнация. Как уже отмечалось, текущее десятилетие 2020–2030-х годов в целом для мировой экономики, по отдельным прогнозам, может стать периодом самого слабого роста с 1960–1970 годов.