Энергия из "красивого и чистого угля": Трамп отменяет ограничения Байдена в сфере добычи угля и генерации

Угольная электростанция


Вместо повышения угольной генерации американские компании могут воспользоваться очередным изменением политического климата в США для увеличения экспортных поставок угля. 

Поддержка угольной отрасли входила в предвыборные программы Дональда Трампа на протяжении последних трех президентских выборов США. Он неоднократно использовал выражение "красивый и чистый уголь" – в противовес негативной риторике по угольной отрасли и ужесточению регулятивных норм со стороны администраций Обамы и Байдена.

Новое заявление президента США в соцсети TruthSocial о том, как уголь "много лет находился в плену экстремистов, лунатиков, радикалов и бандитов", а также об указе с его стороны по "немедленному производству энергии с помощью красивого и чистого угля" в данном контексте стало очередным напоминанием о приоритетах администрации Трампа в сфере углеводородов. 

Указ, о котором заявил Трамп, на самом деле уже был выпущен два месяца назад, в первый день его вступления в должность президента США. В рамках данной директивы была объявлена "чрезвычайная ситуация" в американской энергетике. Объявление о ЧС позволяет администрации Трампа обходить процесс утверждения нового законодательства в Конгрессе США. 

Чиновники его кабинета за последнее время уже предприняли определенные шаги по отмене предыдущих ограничений в угольной сфере. 12 марта глава агентства по охране окружающей среды США (EPA) Майкл Зелдин объявил о "крупнейшей отмене государственных регулятивных норм в истории США" – под его руководством ведомство начало пересмотр более 30 различных экологических норм и законодательных актов, одобренных предыдущими администрациями. Ряд позиций, которые напрямую затрагивают угольную отрасль – "Чистые теплоэлектростанции 2.0" и экологические стандарты, регулирующие выбросы ртути и других загрязнителей воздуха (MATS), – указаны в числе первых в списке нормативов на отмену в дальнейшем. 

По словам главы природоохранного агентства, данными действиями администрация США "вонзает кинжал прямо в сердце религии по изменению климата, чтобы снизить стоимость жизни для американских семей".

В начале марта министр энергетики США Крис Райт в комментариях агентству Bloomberg заявил, что администрация Трампа работает над созданием некоего "рыночного механизма" по предотвращению закрытия угольных теплоэлектростанций в стране. Министр довольно противоречивым образом выразил планы администрации США, заявив о том, что американские власти пытаются "не только увеличить генерацию [за счет угля], но и прекратить закрытие существующих ТЭС". В течение следующих 5 лет в США планируется к закрытию около 120 теплоэлектростанций, работающих на угле. 

Министр внутренних дел США Дуг Бёргам, возглавляющий национальный совета по энергетике при президенте США, в интервью Bloomberg в рамках конференции CERAWeek заявил о том, что администрация Трампа "должна вернуть в строй угольные электростанции, которые были закрыты". 

Ранее президент Трамп также заявлял о том, что угольные ТЭС помогут США справиться с растущими потребностями в электроэнергии. Подобные комментарии в целом отражают определенный оптимизм чиновников по отношению к угольной отрасли, но не проясняют деталей планируемых администрации Трампа мероприятий. 

Вполне вероятно, что угольного "ренессанса" как такового в США не произойдет – вместо реального создания новых генерирующих мощностей скорее может быть принято решение о дальнейшей поддержке рентабельной угольной генерации при одновременном увеличении экспорта угля.
США занимают первое место в мире по объемам извлекаемых запасов угля. По оценкам управления по энергетической информации (EIA) при министерстве энергетики США, по состоянию на начало 2024 года показатель составлял 249,8 млрд тонн.

При этом американская угольная отрасль в целом находятся на стадии заметного снижения добычи: пик по добыче в 2008 году составил 1,17 млрд тонн, в 2023 году объем производства угля в США сократился до 577,9 млн тонн. Доля угля в энергогенерации в США снизилась с 51,4% в 2000 году до 16,2% в 2023 году. За это время в США было закрыто около 770 угольных ТЭС.

В 2024 году, стоимость газовой энергогенерации, по данным EIA, в течение отдельных месяцев была ниже стоимости угольной генерации. Для США это первый подобный эпизод, когда энергогенерация на основе природного газа стала дешевле использования угля в производстве электричества. 

Довольно серьезным проблемным фактором в плане продолжения эксплуатации действующего парка угольных ТЭС в США является его высокий возраст – по данным властей, средний возраст угольных станций в 2021 году уже составлял 45 лет. 

Объемы потребления угля американскими ТЭС за последние годы также снижаются, при этом в 2023–2024 годах, по оценкам Института энергетической экономики и финансового анализа, в секторе угольной генерации США скопились существенные запасы неиспользованного угля. По состоянию на конец 2024 года данный объем составлял около 140 млн тонн. 

По сравнению с довольно непростой ситуацией в угольной генерации в сфере экспорта угля компании США, наоборот, ставят финансовые рекорды. В 2023 году США заняли четвертое место в мире по экспорту угля после Австралии, Индонезии и России. По оценкам компании Kpler, на которые ссылается агентство Reuters, в 2022–2023 годах экспорт энергетического угля из США впервые превысил $5 млрд, составив $5,71 млрд и $5,08 млрд, соответственно. Основные объемы поставок энергетического угля из США в 2023 году пришлись на Индию (36,3%), Нидерланды (13,4%), Египет (8,5%), Марокко (6,7%), Японию (6%) и Китай (4,6%)

Доля угля, отправленного на экспорт, в общем объеме производства США в 2023 году также стала рекордной, составив 17%. Мировое потребление угля в целом продолжает расти, за последние несколько лет были последовательно показаны несколько рекордов. Итоговые показатели мирового угольного спроса за 2024 год, как ожидается, также были рекордными с потенциальным достижением уровня в 8,77 млрд тонн. В данном контексте поддержка угольной отрасли в США со стороны администрации Трампа может продолжиться в расчете на продолжение высоких экспортных поступлений от угольного экспорта на фоне стабильно высокого спроса в странах Азии.

Наверх