ЕС расширяет санкции против танкеров РФ и ограничивает импорт алюминия

Изображение рук в наручниках на экране ноутбука рядом с флагом ЕС.

Новые санкционные ограничения со стороны Евросоюза, приуроченные к третьей годовщине начала СВО на Украине, предполагают дальнейшее ужесточение давление на сырьевой экспорт России. Санкции против морских перевозок нефти РФ в дальнейшем могут быть использованы как предлог для перехода на новый уровень эскалации с захватом танкеров с российской нефтью европейскими странами НАТО.

16-й пакет санкций Евросоюза против РФ касается ряда сфер, в том числе: санкции в отношении российского экспорта хрома и ряда химикатов; запрет для европейских компаний на обслуживание газо- и нефтеперерабатывающих заводов в России. 

В новых ограничениях также содержится запрет на проведение финансовых операций с некоторыми российскими морскими портами, которые в ЕС подозревают в экспорте нефти с нарушением так называемого "нефтяного потолка" цен, а также с аэропортами, которые, по оценкам Брюсселя, якобы задействованы для поставок компонентов для производства беспилотных летательных аппаратов и ракет в России.

Ограничения ЕС также коснутся ряда российских банков, которым отключат доступ к системе платежей SWIFT. В санкционный список Евросоюза в целом будут добавлены 48 физических лиц и 35 компаний. 

В рамках ограничений в сфере производства и использования БПЛА в ЕС также ввели запрет европейским компаниям на продажу игровых приставок и джойстиков в РФ – несмотря на то, что в Европе фактически нет производителей подобной продукции. Власти ЕС также приостанавливают действие лицензий на вещание на территории стран Евросоюза еще 8 российским СМИ.

Новый пакет санкций, который вводится против России три года спустя начала СВО на Украине, таким образом, включает "всего понемногу". Основными элементами ограничений являются меры против экспорта алюминия из РФ, а также расширение санкций в отношении танкеров, перевозящих российскую нефть. 

Ограничения по алюминию из РФ – удар по европейским компаниям

США и Великобритания объявили о совместных мерах в отношении поставок алюминия никеля и меди из РФ в апреле 2024 года. В ЕС ранее также принимали меры в отношении российского экспорта продукции из алюминия, в частности, проволоки, труб, фольги. Доля российских поставок данной продукции на момент объявления о данном запрете в декабре 2023 года составляла около 15%.

Новые ограничения в отношении поставок алюминия из РФ вступят в силу через год с момента официального принятия данных мер. В течение этого периода в Евросоюзе оставили для себя возможность импортировать около 275 тыс. тонн алюминий из России. Для российской отрасли последствия от данных ограничений будут минимальными. Объемы экспорта металла из России в ЕС за последние несколько лет неуклонно снижались: по предварительным оценкам, за первые девять месяцев 2024 года российские поставки алюминия на европейский рынок составили лишь около 130 тыс. тонн или 6% от общего объема импорта металла в ЕС. 

Министр промышленности и торговли России Антон Алиханов назвал данные ограничения "не особо чувствительными", отметив, что российские компании будут искать замещающие рынки сбыта. Одним из наиболее вероятных направлений увеличения экспорта вместо ЕС, скорее всего, будет Китай. Производство алюминия в КНР в 2025 году, по прогнозам, составит около 43 млн тонн при законодательных ограничениях в 45 млн тонн. На этом фоне у иностранных поставщиков продукции могут появиться дополнительные возможности по увеличению поставок в Китай.

Меры по запрету экспорта российского алюминия в Европе могут более заметно отразиться на позициях европейских компаний. Федерация потребителей алюминия в Европе (FACE) ранее выступила с протестом против подобных мер. В 2023 году данная отраслевая организация, представляющая интересы компаний Германии и Италии, сообщила о том, что "направила письмо Лондонской бирже металлов с призывом отвергнуть предложения о запрете или санкциях на поставки алюминия из России". Ограничения ЕС в отношении РФ в заявлении FACE были названы "самосанкциями Евросоюза, которые можно рассматривать как попытку трансформировать Европу в рынок, захваченный небольшой группой производителей из стран за пределами ЕС". 

Власти Евросоюза, как очевидно из нового пакета санкций, все же не стали прислушиваться к данным аргументам. В результате, тенденция по замещению российского импорта алюминия на поставки из ОАЭ и других стран Ближнего Востока, а также Индии и стран Юго-Восточной Азии, будет продолжена. 

В действиях ЕС по отказу от импорта алюминия из РФ в пользу поставок из других регионов мира с более сложной логистикой и, как результат, по более высоким ценам на поставляемую продукцию, просматриваются явные параллели с отказом от прежних поставок российских энергоносителей. Данные меры в целом вписываются в общую, довольно сомнительную стратегию по увеличению затрат для европейской промышленности под предлогом "борьбы с Россией".

Ужесточение санкций против морского экспорта нефти РФ

Дополнительным элементом новых ограничений ЕС стало внесение еще 73 танкеров в санкционный список ЕС. С учетом прежних ограничений общее число танкеров, попавших под европейский запрет на оказание услуг по страхованию и фрахт, превысило 150 единиц. Ранее введенные ограничения со стороны Великобритании касаются более 100 танкеров из так называемого "теневого флота" России. В США действуют санкции в отношении более чем 200 танкеров, якобы участвующих в морских перевозках российской нефти.

Санкции в отношении морского экспорта нефти РФ приобретают все более системный характер – как с учетом уже объявленных ограничений, так и предполагаемых планов стран НАТО. Действия западных стран в данном направлении предпринимаются в контексте установки ограничений на стоимость экспорта нефти из России, которые были объявлены "Большой семеркой" в декабре 2022 года.

Де-факто, в Европе на протяжении последних нескольких лет разрабатывают правовую базу для возможности захват танкеров, перевозящих российскую нефть. В ноябре 2023 года издание Financial Times в материале "Дания может заблокировать российским нефтяным танкерам доступ на рынок" отметило, что Копенгагену может быть отведена одна из центральных ролей в осуществлении физического контроля над проходом данных кораблей через датские проливы. Основным предлогом для остановки танкеров, как отмечалось в статье, предлагается сделать на повышенных рисках для экологии, которые якобы несут подобные корабли, не имеющие западной страховки. 

Как показали дальнейшие события, возможными причинами остановки и ареста танкеров могут также стать действия по нарушению целостности подводных кабелей на дне Балтийского моря, которые якобы предпринимают танкеры, перевозящие российскую нефть под флагами других государств.
В начале февраля 2025 года в ЕС не только обсуждают меры по захвату танкеров с российской нефтью – по данным издания Politico [заблокировано в РФ], для их реализации в дальнейшем власти европейских стран готовят изменения в законодательстве. Как отмечается в материале, "скандинавские и прибалтийские страны обсуждают, как они могут на законных основаниях начать захватывать новые танкеры, связанные с Россией".

Помимо ареста танкеров под предлогом наличия угрозы для экологии, а также нанесения ущерба критической инфраструктуры в Европе рассматривают вариант по формированию требований к танкерам в Балтийском море по использованию услуг определенных страховых компаний. Иными словами, это все те же попытки стран ЕС создать дополнительные условия по лишению танкеров с российской нефтью международного право на свободу судоходства.

Через Балтийское море проходит около 1/2 от морских поставок российской нефти и примерно 1/4 от общего экспорта нефти, с учетом общего объема поставок нефти в 240 млн тонн в 2024 году.  Для РФ Балтийское море, как показывают события последних лет, становится все более рискованным и уязвимым для провокаций и диверсий маршрутом экспорта энергоносителей. 

Западные компании не забывают зарабатывать на происходящем. По оценкам нидерландского издания Follow the Money, с 2022 года компании из США и ЕС заработали более $6 млрд на продаже "подержанных танкеров", которые в итоге сформировали часть "теневого флота" РФ. Как отмечается, из 35 государств, объявивших ранее об участии в санкциях в отношении экспорта российской нефти, компании из 21 страны согласились продать танкеры для перевозок нефти из РФ.  

Авария и затопление сухогруза "Урса Майор", с большой долей вероятности произошедшая в результате диверсии в декабре 2024 года в Средиземном море, а также ряд других инцидентов с российскими судами в данном регионе показывают, что вопрос безопасности морского экспорта нефти и поставок товаров начинает выходить за пределы акватории Балтийского моря.

Действия европейцев могут создать сложности для российского экспорта в разрезе того, что танкеры так называемого "теневого" флота осуществляют морские перевозки нефти под флагами иностранных государств, эти корабли формально не принадлежат РФ. Соответсвенно, у России могут возникнуть определенные сложности при попытки организовать военные конвои для охраны морских перевозок нефти.

Тем не менее, в дальнейшем страны НАТО все же решатся на эскалацию и начнут в массовом порядке арестовывать корабли – РФ придется предпринимать ответные меры.

Наверх