Американский аэрокосмический концерн Boeing, пока еще занимающий одно из ведущих мест в мировом авиастроении, после серии катастроф и скандалов столкнулся с серьезным репутационным и финансовым кризисом.
Падающие самолеты, отваливающиеся шасси и двери, судебные иски, уголовное разбирательство, преследование и смерть информаторов, застрявшие астронавты на МКС из-за проблем с двигателями, забастовка рабочих, проблемы с долгами и риск потери инвестиционного рейтинга… Компания Boeing за последние годы совершила экстренную посадку, превратившись из суперзвезды американской промышленности в еще одного корпоративного преступника, антигероя в криминальном триллере собственного производства.
После катастроф Lion Air в октябре 2018 года и Ethiopian Airlines марте 2019 года, в результате которых погибли 346 человек, в Boeing сменили топ-менеджмент – именно под руководством занявшего в декабре 2019 года пост гендиректора и президента Boeing Дэвида Калхуна компания вошла в текущую фазу кризиса. Полеты Boeing 737 Max были приостановлены до ноября 2020 года. В марте 2020 года ВОЗ объявила о начале пандемии короновируса Covid-19. В мире произошло серьезное снижение объемов авиаперевозок, при этом компании стали сокращать или полностью отменять ранее сделанные заказы на самолеты.
В 2020 году в корпорации начались задержки с поставками нового Boeing 787 Dreamliner – поставки более 100 единиц новых самолетов были отложены на год из-за дефектов при производстве. Помимо обнаруженного брака в композитных деталях и дверях, компания также столкнулась с задержками в поставках пассажирских кресел.
В 2023 году при производстве Dreamliner были обнаружены проблемы с установкой горизонтального стабилизатора в основании хвоста самолета. Новым ударом по репутации Boeing в 2024 году стала разгерметизация Boeing 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines – у самолета на высоте около 5 км оторвало аварийную дверь выхода. Как выяснилось впоследствии, при производстве лайнера в Boeing забыли установить дверные болты.
Компания также столкнулась с обвинениями в дефектах при производстве – с обвинениями в нарушениях при производстве самолетов выступили несколько сотрудников и бывших руководителей компании Spirit Aerosystems – основного поставщика фюзеляжей Boeing 737. Однако, ряд информаторов, выдвинувших данные обвинения, внезапно скончались весной 2024 года.
В июле 2024 года корпорация Боинг заключила договор с американскими властями, согласившись признать вину по обвинению в преступном сговоре с целью мошенничества и выплатить штраф в размере $243,6 млн в связи с катастрофами 2018 и 2019 года.
На фоне этих и ряда других проблем компания за последние годы понесла серьезные финансовые и репутационные потери. Рыночная капитализация Boeing за последние 5 лет обвалилась более чем вдвое – с $217 млрд в сентябре 2019 года до $95 млрд в сентябре 2024 году. На текущий момент Boeing отстает по капитализации от Airbus, своего основного конкурента в сегменте гражданского авиастроения ($114 млрд), при этом долговые обязательства европейского авиаконцерна по итогам II квартала составляли 10,6 млрд евро ($12,9 млрд).
В отчетности за II квартал года в Boeing зафиксировали отрицательный денежный поток в размере $7,3 млрд. Общий объем краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств Boeing составляет примерно $58 млрд, при этом доступные компании наличные средства составляют около $12,6 млрд. Чистый долг Boeing по состоянию на середину 2024 года составил $45 млрд – эта цифра почти в 6 раз выше предполагаемых показателей компании в 2025 году по прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA). По прогнозам, компании будет необходимо привлечь от $10 до $30 млрд дополнительных средств.
Ситуация для Boeing осложняется тем, что около 30 тыс. рабочих корпорации 13 сентября начали забастовку из-за несогласия с условиями оплаты труда. Для компании это первая забастовка за последние 16 лет. По оценкам экспертов, ежедневные потери Boeing из-за простоя производства могут превышать $100 млн. Забастовки сотрудников Boeing в 2005 и 2008 годах длились 28 и 57 дней соответственно.
Долговые обязательства Boeing по оценкам Moody’s, S&P и Fitch находятся лишь на одну ступень выше "мусорного" рейтинга. В Moody’s и Fitch отметили, что длительная забастовка сотрудников компании может привести к снижению кредитного рейтинга.
Текущий кризис для Boeing сложился из-за смещения акцентов в управлении компании на протяжении многих лет. Корпорация Boeing потеряла свою прежнюю инженерную и промышленную "идентичность" из-за действий ее руководства.
По многим оценкам, к этому привели последовательные действия руководства компании, начиная с поглощения в 1997 году конкурента в лице McDonnell Douglas. Новым гендиректором Boeing стал Гарри Стоунсайфер, ранее возглавлявший поглощенную компанию и в управлении корпорации начались серьезные изменения – во главу угла поставили аусорсинг, оптимизацию и сокращение затрат. В частности, в Boeing выделили из состава компании подразделение по производству фюзеляжей и в 2005 году продали частному инвестфонду Onex Corp за $1 млрд, на основе данной структуры была создана компания Spirit AeroSystems. В Boeing признали ошибочный характер данного решения лишь 20 лет спустя – в июне 2024 года было объявлено, что Boeing покупает Spirit AeroSystems за сумму в $4,7 млрд.
Гендиректора Boeing Дэвида Калхуна, еще в марте 2024 года объявившего о том, что покинет данную позицию по итогам года, в СМИ называли "убийцей" корпорации – или, как отмечали родственники погибших пассажиров при слушаниях в американском сенате, "массовым убийцей". Ранее Калхун возглавлял одно из подразделений General Electric – GE Infrastructure.
По многим оценкам, он, как и целый ряд других руководителей американских компаний стали "идейными последователями" генерального директора General Electric Джека Уэлча, возглавлявшего GE с 1981 по 2001 годы. Его стиль руководства с ежегодными массовыми увольнениями, акцентом на сокращении затрат, краткосрочной динамике акций компании, активным использованием финансовых инструментов называли "революционным", а сам гендиректор General Electric получил статус "знаменитости ". Но в итоге его деятельность в буквальном смысле стала проклятием для компании – General Electric была исключена из индекса Dow Jones, а в 2024 году разделена на три части.
Boeing отчасти повторяет судьбу General Electric. Вместо вертикально интегрированного холдинга, который фокусировался на производстве самолетов, корпорация Boeing превратилась в сборщика отдельных запчастей, а в более широком контексте – в "менеджера по продажам".