Финансовые лохмотья и отвалившиеся болты Boeing – новое платье старого короля

Около 33000 машинистов компании Boeing объявили о начале забастовки в Рентоне

Американский аэрокосмический концерн  Boeing, пока еще занимающий одно из ведущих мест в мировом авиастроении, после серии катастроф и скандалов столкнулся с серьезным репутационным и финансовым кризисом.

Падающие самолеты, отваливающиеся шасси и двери, судебные иски, уголовное разбирательство, преследование и смерть информаторов, застрявшие астронавты на МКС из-за проблем с двигателями, забастовка рабочих, проблемы с долгами и риск потери инвестиционного рейтинга…  Компания Boeing за последние годы совершила экстренную посадку, превратившись из суперзвезды американской промышленности в еще одного корпоративного преступника, антигероя в криминальном триллере собственного производства.

После катастроф Lion Air в октябре 2018 года и Ethiopian Airlines марте 2019 года, в результате которых погибли 346 человек, в Boeing  сменили топ-менеджмент – именно под руководством занявшего в декабре 2019 года пост гендиректора и президента Boeing Дэвида Калхуна компания вошла в текущую фазу кризиса. Полеты Boeing 737 Max были приостановлены до ноября 2020 года. В марте 2020 года ВОЗ объявила о начале пандемии короновируса Covid-19. В мире произошло серьезное снижение объемов авиаперевозок, при этом компании стали сокращать или полностью отменять ранее сделанные заказы на самолеты.

В 2020 году в корпорации начались задержки с поставками нового Boeing 787 Dreamliner – поставки более 100 единиц новых самолетов были отложены на год из-за дефектов при производстве. Помимо обнаруженного брака в композитных деталях и дверях, компания также столкнулась с задержками в поставках пассажирских кресел. 

В 2023 году при производстве Dreamliner были обнаружены проблемы с установкой горизонтального стабилизатора в основании хвоста самолета. Новым ударом по репутации Boeing в 2024 году стала разгерметизация Boeing 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines – у самолета на высоте около 5 км оторвало аварийную дверь выхода. Как выяснилось впоследствии, при производстве лайнера в Boeing забыли установить дверные болты.

Компания также столкнулась с обвинениями в дефектах при производстве – с обвинениями в нарушениях при производстве самолетов выступили несколько сотрудников и бывших руководителей компании Spirit Aerosystems – основного поставщика фюзеляжей Boeing 737. Однако, ряд информаторов, выдвинувших данные обвинения, внезапно скончались весной 2024 года. 

В июле 2024 года корпорация Боинг заключила договор с американскими властями, согласившись признать вину по обвинению в преступном сговоре с целью мошенничества и выплатить штраф в размере $243,6 млн в связи с катастрофами 2018 и 2019 года.

На фоне этих и ряда других проблем компания за последние годы понесла серьезные финансовые и репутационные потери. Рыночная капитализация Boeing за последние 5 лет обвалилась более чем вдвое – с $217 млрд в сентябре 2019 года до $95 млрд в сентябре 2024 году. На текущий момент Boeing отстает по капитализации от Airbus, своего основного конкурента в сегменте гражданского авиастроения ($114 млрд), при этом долговые обязательства европейского авиаконцерна по итогам II квартала составляли 10,6 млрд евро ($12,9 млрд).

В отчетности за II квартал года в Boeing зафиксировали отрицательный денежный поток в размере $7,3 млрд. Общий объем краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств Boeing составляет примерно $58 млрд, при этом доступные компании наличные средства составляют около $12,6 млрд. Чистый долг Boeing по состоянию на середину 2024 года составил $45 млрд – эта цифра почти в 6 раз выше предполагаемых показателей компании в 2025 году по прибыли  до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA). По прогнозам, компании будет необходимо привлечь от $10 до $30 млрд дополнительных средств.

Ситуация для Boeing осложняется тем, что около 30 тыс. рабочих корпорации 13 сентября начали забастовку из-за несогласия с условиями оплаты труда. Для компании это первая забастовка за последние 16 лет. По оценкам экспертов, ежедневные потери Boeing из-за простоя производства могут превышать $100 млн. Забастовки сотрудников Boeing в 2005 и 2008 годах длились 28 и 57 дней соответственно.

Долговые обязательства Boeing по оценкам Moody’s, S&P и Fitch находятся лишь на одну ступень выше "мусорного" рейтинга. В Moody’s и Fitch отметили, что длительная забастовка сотрудников компании может привести к снижению кредитного рейтинга.

Текущий кризис для Boeing сложился из-за смещения акцентов в управлении компании на протяжении многих лет. Корпорация Boeing потеряла свою прежнюю инженерную и промышленную "идентичность" из-за действий ее руководства.

По многим оценкам, к этому привели последовательные действия руководства компании, начиная с поглощения в 1997 году конкурента в лице McDonnell Douglas. Новым гендиректором Boeing стал Гарри Стоунсайфер, ранее возглавлявший поглощенную компанию и в управлении корпорации начались серьезные изменения – во главу угла поставили аусорсинг, оптимизацию и сокращение затрат. В частности, в Boeing выделили из состава компании подразделение по производству фюзеляжей и в 2005 году продали частному инвестфонду Onex Corp за $1 млрд, на основе данной структуры была создана компания Spirit AeroSystems. В Boeing признали ошибочный характер данного решения лишь 20 лет спустя – в июне 2024 года было объявлено, что Boeing покупает Spirit AeroSystems за сумму в $4,7 млрд.

Гендиректора Boeing Дэвида Калхуна, еще в марте 2024 года объявившего о том, что покинет данную позицию по итогам года, в СМИ называли "убийцей" корпорации – или, как отмечали родственники погибших пассажиров при слушаниях в американском сенате, "массовым убийцей". Ранее Калхун возглавлял одно из подразделений General Electric – GE Infrastructure. 

По многим оценкам, он, как и целый ряд других руководителей американских компаний стали "идейными последователями" генерального директора General Electric Джека Уэлча, возглавлявшего GE с 1981 по 2001 годы. Его стиль руководства с ежегодными массовыми увольнениями, акцентом на сокращении затрат, краткосрочной динамике акций компании, активным использованием финансовых инструментов называли "революционным", а сам гендиректор General Electric получил статус "знаменитости ". Но в итоге его деятельность в буквальном смысле стала проклятием для компании – General Electric была исключена из индекса Dow Jones, а в 2024 году разделена на три части.

Boeing отчасти повторяет судьбу General Electric. Вместо вертикально интегрированного холдинга, который фокусировался на производстве самолетов, корпорация Boeing превратилась в сборщика отдельных запчастей, а в более широком контексте – в "менеджера по продажам".

Последние материалы

12:29, 23 ноября 2024, суббота
Россия – КНДР: активизация сотрудничества

Москва и Пхеньян перешли к более тесному военно-политическому и экономическому взаимодействию в 2024 году с перспективами дальнейшего укрепления двусторонних отношений. 

23:58, 22 ноября 2024, пятница
Действия ЦБ начали выявлять "неэффективные" компании

Крупный российский бизнес начал сталкиваться с проблемами из-за текущих долговых обязательств на фоне ужесточения монетарной политики ЦБ. Ранее в руководстве центробанка неоднократно называли компании, уязвимые перед повышением процентной ставки из-за кредитной нагрузки, "неэффективными".

23:54, 22 ноября 2024, пятница
Промышленные роботы: каждый второй новый автомат в мире устанавливают в Китае

Германия уступила КНР третье место по использованию роботов в промышленности. Страны Азии в целом занимают лидирующие позиции по объемам ввода в эксплуатацию новых промышленных роботов.

09:47, 21 ноября 2024, четверг
"Большая двадцатка" – все еще платформа для диалога или реликт уходящей эпохи?

В период, когда процессы глобализации уступили место формированию региональных альянсов и намечается раскол между развитыми и развивающимися странами, формат G20 превращается не более чем в "совместное фото на память".

10:27, 19 ноября 2024, вторник
Эксперты ЦБ: повышение ставки центробанка может приводить к росту цен, но "эффективные" компании справятся

Авторы опубликованной в ЦБ РФ аналитической записке допустили, что повышение процентных ставок может вести к росту инфляции в экономике, при этом призвав не рассматривать данное утверждение "как официальную позицию Банка России".

13:09, 16 ноября 2024, суббота
COP29 – геополитический раскол климатической повестки

Конференция ООН по климату в Азербайджане обнажила противоречия между развивающимися и развитыми странами, поставив больше вопросов, чем ответов относительно дальнейшего развития мировой "зеленой повестки".

12:43, 14 ноября 2024, четверг
Торговая война–2025: кто в Европе пострадает сильнее всех от пошлин Трампа?

Ряд крупных стран Евросоюза в лице Германии, Италии и Ирландии могут понести наиболее ощутимые экономические потери. При этом ожидаемое повышение импортных пошлин США в ходе второго президентского срока Дональда Трампа может пройти в несколько этапов. 

10:12, 13 ноября 2024, среда
"Одна семья – трое детей" Китая: попытка разминировать крупнейшую демографическую бомбу в мире

Угроза старения и долгосрочного снижения численности населения Китая привела к резкой смене приоритетов в демографической политике страны. Однако новые меры господдержки семей, одобренные после нескольких десятилетий ограничения рождаемости, пока не привели к желаемым результатам. 

21:11, 11 ноября 2024, понедельник
Репатриация золота мировыми ЦБ: США и Великобритания утратили доверие

Тенденция по возвращению золота из хранилищ в Нью-Йорке и Лондоне остается в силе, при этом к репатриации золота все активнее подключаются страны Глобального Юга.

20:52, 8 ноября 2024, пятница
Внешнеполитическое казино Трампа: ставка на пошлины


Общее число стран, которые могут понести определенные потери от нового президентства Трампа из-за нового витка торговой войны в мире в целом заметно выше количества потенциальных "бенефициаров" его возвращения к власти.

Наверх