Китай предложил талибам 10 миллиардов долларов и строительство ключевой стратегической инфраструктуры, соединяющую север и юг Афганистана, в обмен на доступ к запасам лития в стране.
Предложение обсуждалось с исполняющим обязанности министра горнодобывающей промышленности и нефти талибов шейхом Хадисом Шахабуддином Делаваром. Переговоры состоялись всего через несколько месяцев после того, как талибы арестовали двух граждан Китая, пытавшихся контрабандой вывезти из страны 1000 метрических тонн литийсодержащих пород.
Западные аналитики заявили, что геополитически эта сделка может дать Китаю значительное преимущество и влияние в регионе, поскольку она обеспечивает поставку жизненно важных ресурсов и укрепляет свое присутствие в Афганистане.
Запасы лития в Афганистане потенциально могут соперничать с Боливийским, которые считаются крупнейшими в мире. Министерство горнодобывающей промышленности и нефти движения «Талибан»* сообщило, что сделка после ее заключения обеспечит занятость 120 000 человек напрямую и косвенно — 1 миллиону человек.
Запасы лития в Афганистане являются источником денег для талибов в настоящий момент, но, по мнению экспертов, у них нет долгосрочной стратегической цели развития отрасли.
Первый литиевый рудник был обнаружен в городе Газни в 2013 году. Минеральные рудники расположены в пяти районах Афганистана: Герат, Шурякская долина, район Тагаб в провинции Каписа, район Наур в провинции Газни и Бадахшан.
Интерес Китая к региону не нов: в 2021 году две китайские компании были отправлены в Газни для проведения технических исследований и осмотра литиевых и золотых рудников.
Запасы лития в Китае истощаются, соответственно афганские месторождения лакомый кусок для Китая. Пять китайских компаний открыли свои представительства в Афганистане, и около 20 китайских компаний обратились с запросами о литиевых проектах.
Министерство горнорудной промышленности и нефти талибов сообщило пресс-релизе, что китайцы предложили разработать три инфраструктурных проекта: тоннель Саланг, соединяющий север Афганистана с Кабулом, шоссе Нуристан, соединяющее Кунар с Лагманом, и проект гидроэлектростанции.
Перевал Саланг - важная часть военной истории Афганистана из-за его стратегического положения на карте — Советский Союз и Соединенные Штаты использовали его для переброски войск. Сегодня перевал важен для военного движения талибов и логистики грузов.
В прошлом году Талибан объявил, что тарифы на грузовые перевозки принесут его казне 341 миллион долларов. Предложенные Китаем проекты будут способствовать увеличению доходов. Предлагая отремонтировать перевал Саланг, Китай предлагает талибам важный транспортный маршрут, соединяющий Кабул Центральной Азией.
Китаю Саланг важен как часть «проекта железнодорожного коридора Восток-Запад», который простирается от Китая до Европы через Иран и Афганистан.
Но и в целом, Китаю необходимо улучшить логистику в этом регионе, чтобы обеспечить беспрепятственную транспортировку лития-сырца из шахт Афганистана в Китай.
*«Талибан» признан террористической организацией, его деятельность запрещена на территории России.