Китай продолжает избавляться от долговых бумаг США и скупать золото

Китайский флаг на фоне нефтеперерабатывающего завода

В августе Китай десятый месяц подряд продолжал наращивать золотые резервы.

По данным Народного банка Китая (НБК), золотые резервы Китая на конец августа составили 69,62 млн унций (около 2165,43 тонн), что на 930 тыс. унций больше, чем в предыдущем месяце.

Валютные резервы Китая по состоянию на конец августа сократились на 44,2 млрд долларов до 3,16 трлн, что представляет собой снижение на 1,4%по сравнению с концом июля.

По данным Государственного управления валютного рынка Китая (State Administration of Foreign Exchange, SAFE), уменьшение резервов можно объяснить различными факторами, в том числе влиянием обменного курса и изменениями цен на активы.

Основным резервным активом НБК остаются американские гособлигации. Но их объем на балансе регулятора продолжает снижаться. В августе, по данным американского Минфина, он находится на минимуме за последние 14 лет и составляет около 835 млрд долларов.

Объем казначейских бумаг США в резервах Китая

Источник: worldmarketstudies.ru

Ни НБК, ни министерство финансов КНР или другие регуляторы не раскрывают информацию о структуре валютных резервов. В последний раз SAFE делало заявления на эту тему в июле 2019 года, когда сообщило, что доля долларов в резервах на конец 2014 года составляла 58% и снизилась с 79% в 2005 году. Управление отмечало в пресс-релизе отмечало, что доля доллара в ЗВР Китая существенно ниже, чем в среднем в резервах других стран. SAFE оценивало ее на конец 2014 года в 65%. Судя по опросам, проведенным агентством Блумберг, трейдеры полагают, что самые большие доли в ЗВР Китая занимают евро, британский фунт и иена.

Продажа американских гособлигаций при сохранении общего объема ЗВР на стабильном уровне, примерно, в 3,2 трлн долларов с середины 2016 года указывает на то, что доля доллара в структуре резервов, наверняка, продолжила снижаться. 

Высвобождаемые от продажи американских гособлигаций средства частично идут на валютный рынок, чтобы поддержать курс юаня. В середине августа НБК выпустил пресс-релиз о реализации денежно-кредитной политики за второй квартал. В нем регулятор отметил, что продолжит поддерживать курс национальной валюты на сбалансированном уровне и решительно защищать обменный курс от излишнего отклонения от оптимальных значений. 

Американские экономисты не верят, что уровень ЗВР в Китае прекратил расти, так как внешнеторговый профицит в стране сохраняется. По мнению бывшего заместителя министра финансов США по международному экономическому анализу Брэда Сетцера (Brad Setser), значительная часть валютных резервов страны не фигурирует в официальных отчетах Народного банка Китая. Еще около 3 трлн долларов активов в иностранной валюте скопились на балансах таких организаций, как государственные банки и международные фонды развития. И эти активы представляют собой, по определению Сетцера, «теневые резервы», управляя которыми можно оказывать серьезное влияние на мировую экономику. 

Примером такого влияния, которое могут оказать «теневые резервы» Китая, является роль страны в финансировании инициативы страны «Пояс и путь», направленной на диверсификацию активов. По мнению бывшего главного международного аналитика американского минфина, глобальный и рассчитанный на десятилетия инфраструктурный план в некотором смысле оказался всего лишь побочным эффектом решения 2009 года найти новые способы управления китайскими валютными резервами. В глобальном масштабе Китай по-прежнему является крупным кредитором, и эффекты от гигантских накоплений иностранной валюты со стороны КНР все еще ощущаются во всем мире.

Наверх