Морская логистика идет на дно?

Maersk контейнеры

Сокращение мировой торговли может оказаться более глобальным и длительным, чем предполагалось ранее.

Møller-Maersk предупредила, что сокращение мировой торговли окажется более длительным и глубоким, чем она опасалась ранее, поскольку компании сокращают свои запасы перед лицом рисков рецессии в Европе и США.

Датская логистическая группа заявила 4 августа, что мировой спрос на контейнеры, по которому можно судить о состоянии мировой торговли, в этом году упадет на 1-4%.

Контейнерные перевозки, активность которых напрямую связана с глобализацией, пережили исторический бум с 2020 по 2022 год, когда различные компании изо всех сил пытались пополнить запасы и отреагировать на неудовлетворенный спрос, проявившийся после снятия ограничений из-за коронавируса.

Но этот год будет гораздо более тяжелым для контейнерных линий, поскольку их клиенты сокращают уровень запасов, а отрасль готовится к прибытию огромного количества новых судов, заказанных во время подъема.

Во втором квартале выручка Maersk упала на 40% в годовом исчислении до 13 млрд долларов, а ее прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) упала на 72% до 2,9 млрд долларов.

Maersk повысила прогноз EBITDA на весь год с 8–11 млрд до 9,5–11 млрд долларов. На пике бума в 2022 году чистая прибыль Maersk составила 37 млрд долларов.

Во время бума Maersk была свергнута компанией Mediterranean Shipping Company (MSC) с трона крупнейшей в мире корпорацией по контейнерным перевозкам, поскольку две компании придерживались совершенно разных стратегий.

Датская группа стремилась использовать непредвиденную прибыль за последние несколько лет, чтобы увеличить свой наземный логистический бизнес,  чтобы компенсировать более нестабильные доходы от своего судоходного подразделения. Тем временем MSC вложила большую часть своих денег в новые суда.

MSC и AP Møller-Maersk в 2015 году, не обращая внимания на противодействие регулирующих органов, сформировали альянс по в сфере грузоперевозок.

Контейнеры Maersk можно перевозить на судах MSC и наоборот, что снижает эксплуатационные расходы обеих групп без уменьшения количества портов, которые они могут обслуживать. Соглашение помогло изменить ландшафт отрасли, в доходы которой всегда зависели от приливов и отливов в мировой экономике. В течение двух последующих лет другие крупные игроки, такие как французская CMA CGM, китайская Cosco и немецкая Hapag-Lloyd, заключили аналогичные сделки.

Но теперь MSC и Maersk, которые вместе контролируют около трети мировых объемов международных контейнерных перевозок, разводятся. В этом году они подтвердили, что так называемый альянс 2M прекратит свое действие в 2025 году. По данным поставщика данных Xeneta, средняя стоимость доставки 40-футового контейнера из восточного Китая на западное побережье США выросла с менее чем 2000 долларов до пиковой отметки в 9699 долларов. По данным консалтинговой компании Drewry, за три года с 2020 по 2022 год отрасль получила столько же прибыли, сколько за предыдущие шесть десятилетий вместе взятых. Годовой доход Maersk до налогообложения вырос с 967 млн долл. в 2019 году до 30,2 млрд в 2022 году и оказался больше, чем у инвестиционного банка Goldman Sachs.

И теперь две компании пойдут своими путями: MSC сделала ставку на продолжение роста мировой торговли и заказала значительное количество новых судов, в прошлом году обогнав Maersk по тоннажу. Maersk, наоборот, инвестирует в новые склады, грузовики и самолеты, чтобы быть готовыми к морским блокадам или другим будущим сбоям в цепочке поставок.

Maersk поставила перед собой амбициозную цель: в течение десяти лет доходы от логистики должны превзойти доходы от морских перевозок. В 2022 году ее подразделение по логистике и цепочке поставок обеспечило пятую часть выручки и менее 5% прибыли. С 2019 года группа приобрела 11 компаний, в том числе гонконгскую LF Logistics за 3,6 млрд долларов в прошлом году, среди активов которой есть 198 складов, что удвоило  количество складов, которыми теперь владеет Maersk.

MSC, наоборот, готовится демпинговать на своем традиционном рынке.  По данным Alphaliner, MSC в этом году ожидает поставки 122 судов, в то время как Maersk заказала только 28. В целом в отрасли предложение контейнерных площадей вырастет на 12% до 2024 года, что вдвое превышает ожидаемый рост спроса на перевозки. Но, обладая большим флотом судов, MSC может быстрее и агрессивнее снижать цены на свои услуги, что поможет ей занять ведущую позицию в сфере морский контейнерных перевозчиков и консолидировать этот сегмент рынка. 

Maersk же придется бороться со своими бывшими клиентами: сухопутными логистическими компаниями, обладая меньшим опытом в этой области. Но у нее будет важное преимущество: она станет одной из немногих компаний в мире, которая сможет обеспечить поставку груза практически из любой в любую точку планеты. Контроль всего транспортного пути может ей быстрее реагировать на изменения маршрутов, которые могут возникнуть в будущем из-за геополитической напряженности или неблагоприятных климатических событий.

Последние материалы

Ставка на военные стартапы: частный капитал США увеличивает финансирование военных инноваций в ЕС

Американские инвестфонды в 2024 году заметно повысили объем вложений в новые компании в сфере военных технологий. По итогам года инвестиции в оборонные стартапы Евросоюза прогнозируются на уровне в $1 млрд.

11:38, 8 октября 2024, вторник
Теневой капитал мировой экономики: основные лидеры по офшорам

В различных офшорных зонах мира накапливается все больший объем средств, при этом основной вклад в вывод средств в офшоры вносят развитые страны мира. 

13:49, 7 октября 2024, понедельник
Импортные пошлины ЕС на китайские электромобили: возобновление торговой войны

Решение Евросоюза по введению компенсационных импортных пошлин, скорее всего, повлечет за собой ответные действия со стороны КНР.

12:24, 5 октября 2024, суббота
Производство электромобилей в КНР: сохранение глобального лидерства при консолидации сектора

Гигантский рывок, которые автопроизводители Китая совершили в производстве, продажах и экспорте электромобилей в ближайшей перспективе, скорее всего, сменится более умеренными темпами развития отрасли на фоне сокращения субсидий внутри страны и ужесточения торговых барьеров на внешних рынках.

11:25, 4 октября 2024, пятница
Республика наносит ответный удар: Иран и Израиль на пороге войны

Прямой военный конфликт между двумя странами, угроза которого резко возросла в последние дни и недели, может привести к серьезным негативным последствиям для стран ближневосточного региона и мировой экономики в целом. 

11:36, 3 октября 2024, четверг
Проклятие Нетаньяху: война с Ливаном, давление на Иран и магистральный план США и Израиля по созданию нового торгового коридора

Израильские власти во главе с Беньямином Нетаньяху фактически ведут военную кампанию в отношении Ливана. При этом с трибуны ООН лидер Израиля попытался представить торговый коридор "Индия – Ближний Восток – Европа" как единственно возможный вариант экономического соединения Европы и Азии в обход Ирана и Турции. Проект также подрывает интересы Москвы и Пекина. 

14:29, 1 октября 2024, вторник
Не ждать у моря погоды – затраты на титан для ЕС и США должны продолжить расти


В условиях давления со стороны Запада российским компаниям стоит активнее реализовывать свою продукцию на внутреннем рынке страны и развивать сотрудничество с азиатскими потребителями. 

11:12, 1 октября 2024, вторник
В поисках нового нефтяного баланса – от спекуляций и игры на понижение к взаимодействию в формате БРИКС

Котировки нефти могут перейти к более низким значениям на фоне спекулятивной игры на ожиданиях увеличения добычи ОПЕК+ и Ливии. Основные производители и потребители сырья могут добиться более прозрачного ценообразования при активизации сотрудничества в БРИКС.

10:36, 29 сентября 2024, воскресенье
Партия сказала надо: Китай протестирует QE и расширяет меры господдержки экономики

КНР увеличивает спектр стимулирующих мер экономики, банковского сектора и ипотечного сегмента. В ЦБ страны запускают программы обратного выкупа акций, также планируется дополнительная эмиссия госдолга для субсидий потребителям. В руководстве страны отметили, что "в текущей экономической деятельности возникли новые ситуации и проблемы".

19:17, 27 сентября 2024, пятница
Бюджет России 2025–2027: приоритеты расставлены

В утвержденном проекте бюджета РФ на следующие три года обозначены основные направления расходов и источники их финансирования. Увеличение дефицита бюджета и показателя госдолга к ВВП, как ожидается, будут умеренными.

18:37, 26 сентября 2024, четверг
Наверх