Морская логистика идет на дно?

Maersk контейнеры

Сокращение мировой торговли может оказаться более глобальным и длительным, чем предполагалось ранее.

Møller-Maersk предупредила, что сокращение мировой торговли окажется более длительным и глубоким, чем она опасалась ранее, поскольку компании сокращают свои запасы перед лицом рисков рецессии в Европе и США.

Датская логистическая группа заявила 4 августа, что мировой спрос на контейнеры, по которому можно судить о состоянии мировой торговли, в этом году упадет на 1-4%.

Контейнерные перевозки, активность которых напрямую связана с глобализацией, пережили исторический бум с 2020 по 2022 год, когда различные компании изо всех сил пытались пополнить запасы и отреагировать на неудовлетворенный спрос, проявившийся после снятия ограничений из-за коронавируса.

Но этот год будет гораздо более тяжелым для контейнерных линий, поскольку их клиенты сокращают уровень запасов, а отрасль готовится к прибытию огромного количества новых судов, заказанных во время подъема.

Во втором квартале выручка Maersk упала на 40% в годовом исчислении до 13 млрд долларов, а ее прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) упала на 72% до 2,9 млрд долларов.

Maersk повысила прогноз EBITDA на весь год с 8–11 млрд до 9,5–11 млрд долларов. На пике бума в 2022 году чистая прибыль Maersk составила 37 млрд долларов.

Во время бума Maersk была свергнута компанией Mediterranean Shipping Company (MSC) с трона крупнейшей в мире корпорацией по контейнерным перевозкам, поскольку две компании придерживались совершенно разных стратегий.

Датская группа стремилась использовать непредвиденную прибыль за последние несколько лет, чтобы увеличить свой наземный логистический бизнес,  чтобы компенсировать более нестабильные доходы от своего судоходного подразделения. Тем временем MSC вложила большую часть своих денег в новые суда.

MSC и AP Møller-Maersk в 2015 году, не обращая внимания на противодействие регулирующих органов, сформировали альянс по в сфере грузоперевозок.

Контейнеры Maersk можно перевозить на судах MSC и наоборот, что снижает эксплуатационные расходы обеих групп без уменьшения количества портов, которые они могут обслуживать. Соглашение помогло изменить ландшафт отрасли, в доходы которой всегда зависели от приливов и отливов в мировой экономике. В течение двух последующих лет другие крупные игроки, такие как французская CMA CGM, китайская Cosco и немецкая Hapag-Lloyd, заключили аналогичные сделки.

Но теперь MSC и Maersk, которые вместе контролируют около трети мировых объемов международных контейнерных перевозок, разводятся. В этом году они подтвердили, что так называемый альянс 2M прекратит свое действие в 2025 году. По данным поставщика данных Xeneta, средняя стоимость доставки 40-футового контейнера из восточного Китая на западное побережье США выросла с менее чем 2000 долларов до пиковой отметки в 9699 долларов. По данным консалтинговой компании Drewry, за три года с 2020 по 2022 год отрасль получила столько же прибыли, сколько за предыдущие шесть десятилетий вместе взятых. Годовой доход Maersk до налогообложения вырос с 967 млн долл. в 2019 году до 30,2 млрд в 2022 году и оказался больше, чем у инвестиционного банка Goldman Sachs.

И теперь две компании пойдут своими путями: MSC сделала ставку на продолжение роста мировой торговли и заказала значительное количество новых судов, в прошлом году обогнав Maersk по тоннажу. Maersk, наоборот, инвестирует в новые склады, грузовики и самолеты, чтобы быть готовыми к морским блокадам или другим будущим сбоям в цепочке поставок.

Maersk поставила перед собой амбициозную цель: в течение десяти лет доходы от логистики должны превзойти доходы от морских перевозок. В 2022 году ее подразделение по логистике и цепочке поставок обеспечило пятую часть выручки и менее 5% прибыли. С 2019 года группа приобрела 11 компаний, в том числе гонконгскую LF Logistics за 3,6 млрд долларов в прошлом году, среди активов которой есть 198 складов, что удвоило  количество складов, которыми теперь владеет Maersk.

MSC, наоборот, готовится демпинговать на своем традиционном рынке.  По данным Alphaliner, MSC в этом году ожидает поставки 122 судов, в то время как Maersk заказала только 28. В целом в отрасли предложение контейнерных площадей вырастет на 12% до 2024 года, что вдвое превышает ожидаемый рост спроса на перевозки. Но, обладая большим флотом судов, MSC может быстрее и агрессивнее снижать цены на свои услуги, что поможет ей занять ведущую позицию в сфере морский контейнерных перевозчиков и консолидировать этот сегмент рынка. 

Maersk же придется бороться со своими бывшими клиентами: сухопутными логистическими компаниями, обладая меньшим опытом в этой области. Но у нее будет важное преимущество: она станет одной из немногих компаний в мире, которая сможет обеспечить поставку груза практически из любой в любую точку планеты. Контроль всего транспортного пути может ей быстрее реагировать на изменения маршрутов, которые могут возникнуть в будущем из-за геополитической напряженности или неблагоприятных климатических событий.

Последние материалы

Банк России повысил ключевую ставку сразу на 200 б.п. до 18%

Как и ожидало большинство аналитиков, ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 18%. Так же Банк России обновил свой среднесрочный макропрогноз.

15:10, 27 июля 2024, суббота
Промпроизводство России более чем в два с половиной раза замедлило рост в июне

Рост промпроизводства в России в июне 2024 замедлился до 1,9% в годовом сравнении после показателей в 5,3% в мае, сообщил Росстат. Данные по промышленности в июне 2024 года оказались хуже ожиданий экономистов. Более того, за исключением сезонного и календарного факторов в июне 2024 года, промышленность РФ снизилась на 1,5% после роста на 2,1% в мае, снижения на 0,2% в апреле, роста на 0,1% в марте

...
14:37, 25 июля 2024, четверг
Прогноз: Банк России повысит ключевую ставку до 17 %

Согласно среднему прогнозу экспертов, опрошенных Институтом изучения мировых рынков, Банк России будет вынужден поднять ставку на заседании в пятницу 26 июля до 17%.

Большинство наших экспертов уверены, что повышать ставку на 2 п.п. и выше нецелесообразно. Инфляция в России находится на уровне 8,5%, соответственно, реальная процентная ставка в экономике уже превышает 7%. Резкое повышение ключевой

...
14:46, 24 июля 2024, среда
Блокчейн БРИКС. В чем экономический смысл трансграничных ЦФА?

Россия предложила участникам и партнерам БРИКС механизм трансграничных платежей с использованием выпускаемых центробанками цифровых финансовых активов, аналогичных по типу эмиссии и принципу обращения токенам. Что такое «цифровой финансовый актив»? Как происходят трансграничные расчеты между странами БРИКС? Как происходит регулирование ЦФА в странах БРИКС? Какие перспективы у предложенного Россией

...
16:29, 23 июля 2024, вторник
Криптовалюте в России быть

ЦФА (цифровой финансовый актив) — инвестиционный актив, единицей расчета в России пока он не является. По российскому законодательству запрещается принимать цифровые финансовые активы в качестве средства платежа или иного встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы и оказываемые услуги. 

13:16, 23 июля 2024, вторник
Джо Байден официально объявил о выходе из предвыборной гонки на пост Президента США

21 июля 2024 года Джо Байден отказался от участия в президентских выборах 2024 года и поддержал вице-президента Камалу Харрис в качестве кандидата от Демократической партии, чтобы сразиться с Дональдом Трампом на выборах, которые состоятся ноябре 2024 года.

13:06, 22 июля 2024, понедельник
Ставка ЦБ начинает замедлять экономику?

Индикатор бизнес-климата Банка России в июле снизился до 7,7 п. после 10,6 п. месяцем ранее. 

11:21, 19 июля 2024, пятница
Китай продолжит скупать золото

Согласно мнению отраслевых экспертов и инсайдеров, распространяющееся в зарубежных СМИ, Китай по-прежнему заинтересован в пополнении своих валютных резервов золотом. Одна из причин такого интереса: малая доля золота в резервах. 

10:00, 19 июля 2024, пятница
Воровство суверенных активов страны — как главный страх управляющих резервами ЦБ

По данным опроса UBS Group, управляющие резервами центральных банков все больше беспокоятся о безопасности своих валютных активов, ссылаясь на растущие геополитические риски во всем мире.
 

11:07, 16 июля 2024, вторник
Распределение и хранение электроэнергии, как основа национальной безопасности страны

Взрывной спрос, который может возникнуть на электричество со стороны центров обработки данных, предназначенных для обучения и поддержания работы систем искусственного интеллекта, уже поставил непростые вопросы перед энергетической отраслью. Но  настоящей катастрофой могут стать климатические изменения.

18:20, 15 июля 2024, понедельник
Наверх