7 февраля 2023 года Кыргызстан и Китай подписали ряд двусторонних документов о сотрудничестве. Согласно документам, к концу 2023 г. Кыргызстан начнет строительство своей части стратегической железнодорожной линии Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Хотя детали механизма финансирования этого проекта остаются неясными, официальные лица Кыргызстана уверены, что постепенно все вопросы будут решены.
В конце января 2023 года в ходе государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Бишкек президенты Кыргызстана и Узбекистана обменялись уведомлениями о завершении внутренних процедур по ратификации исторического соглашения о демаркации границы между двумя странам. Пограничное соглашение между Кыргызстаном и Узбекистаном потенциально может дать сильный толчок Кыргызстану и Таджикистану для достижения аналогичного компромисса в их пограничном споре. В результате этих столкновений с обеих сторон погибло более 150 человек. Лидер Кыргызстана неоднократно заявлял, что договор о кыргызско-узбекской границе служит образцом для переговоров по аналогичному договору о делимитации границы Кыргызстана с Таджикистаном.
Считается, что Китай, Кыргызстан и Узбекистан урегулировали все технические вопросы, связанные со строительством железнодорожной линии, включая рассмотрение маршрута железной дороги по территории Кыргызстана и размера ширины колеи. Остается обсудить только механизм финансирования после того, как этим летом Китай завершит технико-экономическое обоснование. Тот факт, что китайские инженеры открыли офисы в Бишкеке и ведут активную деятельность на местах, свидетельствует о том, что на этот раз все стороны, всерьез настроены довести проект до конца. Окончательное ТЭО Проектно-изыскательского института Китайской железнодорожной группы будет завершено к 1 июня.
Как только железнодорожная линия будет завершена, она не только принесет Кыргызстану сотни миллионов доходов от транзита, но и превратит страну один логистических хабов, соединяющую Восток с Западом. Эта связь также полностью изменит геополитическое положение Бишкека не только в Центральной Азии, но и во всей Евразии.
И перед Бишкеком открываются перспективы углубления сотрудничества дальше в Центральную Азию. Планируется, что в 2023 году Жапаров посетит Иран и Пакистан. Обе страны являются членами Шанхайской организации сотрудничества, имеют потенциал строительства региональных транзитных коридоров с иранскими и пакистанскими морскими портами для торговли с остальным миром.
Во время встреч в сентябре 2022 года между официальными лицами Кыргызстана и Ирана в качестве жеста доброй воли иранские власти выделили Кыргызстану участок земли в порту Бендер-Аббас. Президент Ирана Ибрагим Раиси также пообещал поделиться с Бишкеком научно-техническими достижениями и опытом своей страны, в том числе в военной сфере. Тот факт, что Иран сохранял нейтралитет во время кыргызско-таджикских пограничных столкновений и не поддерживал открыто близкий к Тегерану Таджикистан, был замечен Бишкеком.
Соединение железнодорожных сетей Центральной Азии с морскими портами Ирана и Пакистана является давней стратегической целью стран Центральной Азии. В настоящее время железнодорожные линии из Узбекистана и Казахстана связаны с иранским портом Бендер-Аббас через территорию Туркменистана. Важность этих связей возросла, так как северные маршруты, проходящие через Россию, стали санкционными.