Не ждать у моря погоды – затраты на титан для ЕС и США должны продолжить расти

Рынок Титана: Спрос против геополитики


В условиях давления со стороны Запада российским компаниям стоит активнее реализовывать свою продукцию на внутреннем рынке страны и развивать сотрудничество с азиатскими потребителями. 

Корпорация "ВСПМО-Ависма", а также ряд других российских производителей продолжают поставки титана и титановых изделий на европейский рынок, однако в целом объемы по этому направлению за последние годы упали почти в два раза.  

В 2018 году объем поставок титана из РФ в страны ЕС составлял около 11,7 тысяч тонн, в 2019 году показатель снизился до 9,7 тыс. тонн. В период 2018–2019 годов европейский рынок титана для России в целом был основным по объемам и общей стоимости поставок.

Однако, начиная с 2020 года, экспорта российского титана в ЕС заметно сократился и в среднем за последние несколько лет составлял от 6,4 до 6,7 тысяч тонн, с небольшим увеличением до 8 тыс. тонн в 2022 году. За первые семь месяцев 2024 года объем поставок титана из России в ЕС составил около 3,6 тысяч тонн. По итогам года, согласно предварительным прогнозам, общие показатели экспорта российского титана в ЕС могут снизиться до 6 тыс. тонн. Основным потребителями российского титана в Европе остаются Германия и Франция, среди крупных компаний – концерны Airbus и Safran.

Поставки титана в США в последние годы были намного ниже. В частности, в стоимостном выражении объем прямых поставок на американский рынок из России в 2023 году составил около $63 млн. Тем не менее, в целом сотрудничество с американской Boeing до недавнего времени было одним из приоритетных направлений для "ВСПМО-Ависма". Формально американская корпорация сообщила о прекращении прямых закупок российского титана в марте 2023 года. При этом в сентябре 2023 года министерство торговли США объявили об экспортных ограничениях против "ВСМПО-Ависма".

Существенная часть выпадающих объемов экспорта может быть компенсирована поставками на внутренний рынок России – за счет более высокого потребления титана промышленностью благодаря увеличению заказов в ВПК, а также постепенным увеличением производства в авиастроении РФ. 
Глава маркетинга "ВСМПО-АВИСМА" Дмитрий Курочкин, выступая на конференции Титан-2024, в частности, отметил, что по сравнению с усредненными показателями в 12–13 тысяч тонн в 2023 году российской промышленности потребовалось более 18 тыс. тонн титановой продукции. 

В целом, несмотря на то, что российский титан – хотя и меньших объемах – продолжает поступать на западные рынки, определяющим фактором все более явно становится геополитика. Снижение экспорта в Европу и более активная ориентация на внутренний рынок РФ и поставки на азиатские рынки происходит на фоне продолжающегося обострения отношений с западными странами с началом Специальной военной операции на Украине.

Титан и титановые сплавы является важным компонентом при производстве различной военной продукции, в частности, ракет, вертолетов, самолетов, бронеплит для танков и другой техники, а также ряда видов артиллерии, в частности, буксируемых гаубиц М777. Определенная часть подобных видов техники и оружия уже поставляется западными странами на Украину. 

При сокращении поставок на западные рынки и перенаправлении потоков экспорта РФ с ориентацией на рынки АТР стоимость затрат для производства продукции с применением титана для компаний США и ЕС будет продолжать расти. Отчасти этот феномен уже довольно явно наблюдается за последние годы. По данным агентства Argus Metals, стоимость Ti6Al4V – наиболее распространенного сплава титана – с января 2019 к марту 2024 году увеличилась с $7 до $9,4 за фунт для европейских потребителей и с $8,8 до $13 за фунт для американских компаний. При этом основное увеличение цен началось в феврале 2022 года, с началом СВО на Украине.

На фоне усиления санкционного давления в отношении России со стороны США и ЕС, а также увеличения номенклатуры поставок оружия представители западных финансово-политических элит регулярно повторяли фразу о "необходимости увеличения цены для России" за проведение СВО. В данном контексте заметный рост стоимости одного из наиболее важных промышленных металлов, с которым столкнулись сами западные страны, в определенной степени является зеркальным ответом на их пожелания.

Еще до начала СВО Россия ввела продовольственное эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции в страны Запада, что, в свою очередь, привело к заметному увеличению показателей российского АПК, и отчасти также привело к росту продовольственных цен по ряду позиций в западных стран. 

На текущем этапе в ответ на все новые ограничения РФ может принять первые шаги в ограничении экспорта промышленных металлов западным странам. Президент РФ Владимир Путин 11 сентября на совещании с правительством допустил такую возможность, поручив премьер-министру Михаилу Мишустину проработать возможность ограничения поставок титана и ряда других видов стратегического сырья.

Последние материалы

12:43, 14 ноября 2024, четверг
Торговая война–2025: кто в Европе пострадает сильнее всех от пошлин Трампа?

Ряд крупных стран Евросоюза в лице Германии, Италии и Ирландии могут понести наиболее ощутимые экономические потери. При этом ожидаемое повышение импортных пошлин США в ходе второго президентского срока Дональда Трампа может пройти в несколько этапов. 

10:12, 13 ноября 2024, среда
"Одна семья – трое детей" Китая: попытка разминировать крупнейшую демографическую бомбу в мире

Угроза старения и долгосрочного снижения численности населения Китая привела к резкой смене приоритетов в демографической политике страны. Однако новые меры господдержки семей, одобренные после нескольких десятилетий ограничения рождаемости, пока не привели к желаемым результатам. 

21:11, 11 ноября 2024, понедельник
Репатриация золота мировыми ЦБ: США и Великобритания утратили доверие

Тенденция по возвращению золота из хранилищ в Нью-Йорке и Лондоне остается в силе, при этом к репатриации золота все активнее подключаются страны Глобального Юга.

20:52, 8 ноября 2024, пятница
Внешнеполитическое казино Трампа: ставка на пошлины


Общее число стран, которые могут понести определенные потери от нового президентства Трампа из-за нового витка торговой войны в мире в целом заметно выше количества потенциальных "бенефициаров" его возвращения к власти.

20:23, 7 ноября 2024, четверг
Германия на перепутье: "Светофор" сломался, министры разбежались

ФРГ оказалась в состоянии экономического и политического кризиса. Коалиционное правительство распалось, экономика страны находится на грани рецессии.

18:15, 7 ноября 2024, четверг
Второй срок Трампа: как изменится экономика и внешняя политика США

Возвращение Дональда Трампа на пост президента приведет к изменениям во внутренней и внешней политике с возобновлением изоляционистского курса США.

11:33, 4 ноября 2024, понедельник
Евросоюз заходящего солнца: сделано в Китае

В надежде "стать независимыми" от энергоносителей России страны ЕС оказались в полной зависимости от Китая в импортных поставках компонентов солнечной энергетики. На фоне серии банкротств и закрытий ряда компаний производящих солнечные модули, в Брюсселе также начали торговую войну с Пекином из-за импорта электромобилей. 

10:59, 2 ноября 2024, суббота
Экономика Великобритании на военном положении: фискальная нагрузка страны вырастет до уровней Второй мировой войны

Новые британские власти рассчитывают снизить дефицит бюджета и сократить госдолг за счет более высоких налогов и стабильного экономического роста. Иными словами, Туманный Альбион в ближайшие годы ждет рекордный рост фискальной нагрузки, необходимость увеличения заимствований и стагнация в экономике. 

11:46, 31 октября 2024, четверг
Лекарство против страха: золото бьет рекорды по спросу и номиналу

Биржевые цены на золото протестировали новые максимумы, при этом квартальный объем и цена спроса на золото также достигли исторического рекорда.

11:58, 30 октября 2024, среда
Рост затрат и потеря конкурентоспособности Volkswagen и Германии в целом – вина бизнеса или правительства?

Ситуация с сокращением производства крупнейшего немецкого автомобильного концерна приближается к развязке. На этом фоне в политическом руководстве ФРГ поспешили переложить ответственность за кризис на топ-менеджеров Volkswagen, сняв с себя ответственность за происходящее в экономике страны.

Наверх