Лишь 10% от всех продаж легковых автомобилей в прошлом году пришлось на электромобили, судя по данным Международного энергетического агентства (МЭА). Однако есть несколько стран, где доля продаж электромобилей значительно выше.
В топ-5 стран с наибольшей долей продаж электромобилей входят Норвегия ( электромобили составили 80% продаж легковых автомобилей в 2022 году), Исландия (41%), Швеция (32%), Нидерланды (24%) и Китай (22%). Динамика китайского рынка особенно важна, так как это крупнейший автомобильный рынок в мире. На двух других значимых автомобильных рынках доля продаж электромобилей существенно ниже Европейский Союз (12%) и США (6%).
Во всем мире доля электромобилей должна вырасти до 75–95% от всех продаж легковых автомобилей к 2030 году, чтобы соответствовать международным климатическим целям. Они вполне достижимы, если посмотреть на недавний экспоненциальный рост продаж электромобилей. Среднегодовой темп роста за последние пять лет составил 65%. И в течение следующих восьми лет миру можно даже сбавить обороты и поддерживать среднегодовой темп роста в 31%.
Снижение затрат и развитие технологий позволяют продажам электромобилей расти быстрее, чем в прошлом. Страны, где продажи электромобилей достигли 1% за последние пять лет, сделали это быстрее, чем страны, которые перешагнули эту отметку раньше.
Например, доля продаж электромобилей в Индии выросла с 0,4% до 1,5% всего за один год: с 2021 по 2022. Это примерно в три раза быстрее, чем в среднем по миру, когда потребовалось три года, чтобы вырасти с 0,4% продаж электромобилей в 2015 году до 1,6% в 2018 году.
В Израиле продажи электромобилей подскочили с 0,6% до 8,2% всего за два года, с 2020 по 2022 год. Миру в целом потребовалось более пяти лет, чтобы добиться такого же роста: с 0,5% в 2016 году до 6,2% в 2021 году. По мнению экспертов МЭА, странам ЕС, Индии и Японии нужно перенимать опыт Китая и Норвегии, которые показали выдающиеся результаты.
Государственная политика, требующая 100% продаж электромобилей к определенному времени, является единственной наиболее эффективной политикой, способствующей «зеленому» переходу. В настоящее время такие цели поставили перед собой 16 стран, включая Канаду, Японию и Великобританию, и планируют отказаться от продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году или ранее. Больше стран должны разработать и обеспечить соблюдение такой политики. Если три главных автомобильных рынка мира (ЕС, США и Китай) проведут гармонизацию своих планов и поставят общую для всех цель достигнуть 100% продаж электромобилей к 2035 году, то синхронное расширение производства позволит снизить затраты во всем мире. Кроме того, странам следует увеличить количество общественных зарядных станций, чтобы сделать владение электромобилем максимально легким.
Правительства должны стимулировать автопроизводителей производить более доступные модели электромобилей, полагают эксперты МЭА. И при использовании субсидий нужно направлять их, в первую очередь, на домохозяйства с низкими доходами. Такой подход более эффективно способствует увеличению доли продаж электромобилей, так как домохозяйства с низкими доходами более чувствительны к уровням цен.