Заседание совета министров Франции и Германии в Тулоне
Обострение социально-экономических и внутриполитических проблем Франции и других стран Европы в ближайшие годы могут подтолкнуть их руководство к более агрессивному авантюризму во внешней политике.
Депутаты Национального собрания Франции 8 сентября подавляющим большинством голосов выразили недоверие премьер-министру Франсуа Байру. За вынесения вотума недоверия правительству Байру проголосовали 364 депутатов, против – 194.
С начала второго президентского срока Макрона в мае 2022 года во Франции сменилось уже 4 премьер-министра, при этом скорость смены руководителей французского правительства начинает ускоряться – с сентября 2024 года в отставку отправлены 3 руководителей кабинета министров Франции. В ходе президентства экс-банкира Эммануэля Макрона ситуация во Франции развивается от одного политического кризиса к другому.
По данным опроса общественного мнения, проведенного компанией IFOP для телеканала LCI, 61% французов выступают за роспуск парламента Франции после отставки премьера Байру. В случае проведения новых парламентских выборов, первое и второе место, по данным опроса, заняли бы партии, находящиеся в оппозиции к правительственной коалиции. За правое "Национальное объединение" проголосовали бы 33–34% избирателей, левый "Новый народный фронт" получил бы 24% голосов.
Антирейтинг Макрона во Франции, по данным IFOP, сопоставим с уровнем неодобрения к деятельности отправленного в отставку премьер-министра Байру. Согласно результатам опроса, проведенного с 3 по 4 сентября, антирейтинг Байру составил 81%. Деятельность Эммануэля Макрона на должности президента Франции, по данным опроса, не одобряют 77% французов. При этом лишь 17% опрошенных "полностью одобряют" деятельность Макрона в качестве президента Франции.
Текущий уровень неодобрения деятельности Макрона, по данным IFOP, ниже, чем у двух предыдущих президентов Франции Франсуа Олланда и Николя Саркози в последние годы их президентства (2017 и 2012 годы, соответственно). Уровень поддержи Макрона со стороны населения в настоящее время, почти за два года до окончания его президентского срока, также ниже, чем у Олланда и Саркози на стадии завершения их президентских полномочий.
По другим оценкам, текущий уровень поддержки Макрона еще ниже: в опросе журнала Figaro, проведенного компанией Verian c 31 августа по 2 сентября, лишь 15% французов заявили, что "полностью одобряют" деятельность Макрона на посту президента Франции.
Реакция президента Макрона на очередной кризис показывает степень неадекватности экс-банкира: в сообщении администрации главы государства говорится о том, что "президент Республики в ближайшие дни назначит нового премьер-министра". Франция действительно является президентской республикой, но для назначения и сохранения должности премьер-министра страны необходима поддержка парламента Франции – которой у Эммануэля Макрона нет с самого начала его второго президентского срока.
Макрон потерял поддержку парламента еще в июне 2022 года, когда спустя два месяца после президентских выборов, прошедших в апреле, правящая партия потерпела поражение на парламентских выборах во Франции. Формально термин "хромая утка" относится к финальной части президентских сроков, когда проведены новые президентские выборы и становится известен следующий президент. При этом вероятность реализации начинаний пока еще действующего президента становится крайне эфемерной.
Однако Эммануэль Макрон превратился в "хромую утку" фактически с самого начала своего второго президентского срока. Провал правительственной коалиции на досрочных парламентских выборах в июле 2024 года только закрепил за Макроном статус "политического инвалида" во Франции. Как наглядно ситуация нескольких последних лет, отсутствие поддержки правительства парламентом серьезно ограничивает возможности президента в формировании стабильного экономического и внутриполитического курса.
Следующим кандидатом на должность премьер-министра Франции, по данным ряда французских СМИ, в администрации Макрона собираются выдвинуть действующего министра обороны страны Себастьена Лекорню.
Вне зависимости от того, будет ли он утвержден на должности главы правительства или нет – новому премьер-министру Франции придется решать те же самые проблемы, которые не удалось решить предыдущим. В этом плане отставка правительства премьер-министра Франсуа Байру с большой долей вероятности будет не последней в ходе текущего долгового и политического кризиса, в который погрузилась Франция под руководством Макрона.
Основные проблемы Франции во многом схожи с причинами кризисной ситуации в Великобритании, Германии и многих других странах Европы. Канцлер ФРГ Фридрих Мерц сам признал их наличие: власти не могут обеспечить выполнение социальных обязательств перед гражданами в прежнем объеме.
Для многих развитых стран Европы за последние годы негативный эффект от факторов старения населения и низкой производительности труда усилился из-за энергетического кризиса и сомнительных по своей экономической эффективности начинаний в виде "зеленой повестки" и отказа от углеродных источников топлива. Стоит напомнить протесты так называемых "желтых жилетов" в самом начале первого президентского срока Макрона. Вполне вероятно, что если не в оставшуюся часть его второго срока, то в последующие годы подобные массовые акции гражданского протеста во Франции вновь повторятся из-за очередного обострения социально-экономической напряженности в стране.
С начала президентства Макрона в 2017 году госдолг Франции увеличился более чем на 1 трлн евро – однако, это помогло французскому руководству добиться более высоких темпов экономического развития или разрешить долгосрочные социальные проблемы.
Эммануэль Макрон уже предпринимал попытки компенсировать данные провалы за счет "игры мускулами" во внешней политике Европы, заявляя о готовности отправить французских военных на Украину в рамках контингента НАТО в случае достижения временного перемирия в украинском конфликте, а также предлагает "накрыть ядерным зонтиком" европейские страны.
За последние годы стремление скрыть внутренние проблемы за счет "противостояния русской агрессии", а также обвинить Россию в этих проблемах вполне явно прослеживается в риторике и действиях властей Франции, Германии, Великобритании и других европейских стран. Не исключена вероятность того, что в ближайшие годы руководство данных государств попытается пойти на обострение конфронтации с РФ для того, чтобы списать все на конфликт с Россией.
Политическая партия, которую основал Макрон в 2016 году под названием "Вперед!" (En Marche!), с явной отсылкой к собственным инициалам – EM – в 2017 году была переименована в "Вперед, Республика!" (La Republique en Marche!). В 2022 году было проведено новое наименование – в "Возрождение" (Renaissance). Вопрос о том, запомнят ли период президентства Макрона во Франции как некий "Ренессанс" для самих французов уже сейчас можно считать не столько риторическим, сколько издевательским.
Одним из не столь освещаемых, но вместе с тем очевидных выводов в данной ситуации является неспособность представителей банковского сектора к эффективному государственному управлению.
Пример руководства экс-финансиста Макрона показывает, что богатый опыт работы в банковских и финансовых структурах никак не коррелирует со способностями к разрешению кризисных ситуаций на страновом уровне. За время своего президентства бывший инвестбанкир продемонстрировал объективную неспособность к решению долговых и социально-экономических проблем Франции и создал условия для повышенной политической и финансовой нестабильности страны в дальнейшем.
Повышенный потенциал социальной напряженности, крайне низкий уровень доверия к власти, огромный госдолг – если другие страны хотят избежать повторения подобного сценария, то Эммануэль Макрон – это живой пример того, что представителям банковского сектора нельзя доверять не то что управление государствами, но даже и отдельными отраслями, в которых у нет реальных компетенций.