Ребенок во время авиашоу на базе Королевских военно-воздушных сил Нидерландов "Волкел".
Основные положения и приоритеты в процессе милитаризации европейских стран направлены на создание новых угроз для безопасности России.
Представленная Еврокомиссией 19 марта "Белая книга" по оборонной стратегии европейских стран до 2030 года стала одним из первых документов, на основе которых в начале 2025 года начинает формироваться база для дальнейшего увеличения военных расходов. В ближайшие месяцы власти ЕС собираются выпустить еще ряд документов, касающихся данного процесса. Среди них: "Стратегия готовности Евросоюза", "Стратегия внутренней безопасности ЕС", а также "Технологическая дорожная карта по европейскому вооружению".
Угрозы и приоритеты
Власти ЕС обозначают Россию как "фундаментальную угрозу для безопасности Европы, которая сохранится в ближайшем обозримом будущем".
Противостояние "российской угрозе" для европейских стран постулируется как одна из центральных задач, при этом неразрывно связанной с продолжением военной поддержки Украины. Комментарии о том, что "Россия использует систему системной нестабильности… постоянно разжигает трения и нестабильность в соседних районах Европы, будь то Западные Балканы, Грузия, Молдавия или Армения" – прямо говорят о том, что страны ЕС продолжат активно вмешиваться в ситуацию не только на Украине, но и в странах СНГ.
Китай фактически также обозначен как угроза для Европы. В "Белой книге" Еврокомиссии утверждается, что "меняющийся статус-кво вокруг Тайваня создает риски потенциального кризиса, который будет иметь серьезные экономические и стратегические последствия для Европы". В докладе не поясняется, какие именно "стратегические последствия" может иметь изменение статуса Тайваня, который большинство стран мира в настоящее время и так признает частью Китая, а не отдельным государством.
Агрессивная риторика доклада в целом рисует картину, в которой власти ЕС считают сферой своих интересов не только соседние страны, но и удаленные регионы мира. Статус Европы в качестве независимого глобального игрока на мировой арене в настоящее время скорее выглядит как коллективное желание европейских лидеров и не избираемой брюссельской номенклатуры. Планы по увеличению военных расходов Европы в ближайшие годы можно рассматривать как попытку достижения подобной цели.
Поддержке Украины в документе также отводится центральная роль, как отмечается, "будущее Украины является фундаментальным для будущего Европы в целом".
Но при этом настоящее и будущее Украины описывается не в контексте ее экономического состояния, а в плане той роли, которую она уже играет и будет играть, по мнению руководства Европы в противостоянии с Россией. В документе отмечается, что "Украина стала крупнейшей военной лабораторией в мире". В будущем украинское государство, по замыслу Еврокомиссии, должно стать "дикобразом".
Увеличение поставок оружия и боеприпасов для Украины в рамках "стратегии дикобраза" – отдельный пункт военных планов ЕС на ближайшие годы. В "Белой книге" прямым текстом заявляется о том, что "Евросоюз и его члены должны срочно увеличить свою военную помощь Украине".
В качестве конкретных шагов, в Европе предлагают:
- Добиться увеличения производства боеприпасов с целью предоставления Украине "как минимум 2 миллионов артиллерийских снарядов в год"
- Продолжить предоставление Украине поставки систем ПВО, БПЛА и ракет, в том числе дальнобойных
- Продолжить обучение украинских солдат
- Продолжить выделение Украине финансовой помощи – в том числе за счет средств из замороженных российских активов
- Улучшение "военной мобильности" транспортных коридоров между ЕС и Украиной – как с целью возможного увеличения военных поставок, так и для возможного сценария взаимодействия [ЕС и Украины]
- Улучшенный доступ к космическим услугам ЕС для Украины
Финансирование запланированных расходов
Основной преградой на пути увеличения военных расходов стран Европы ранее были общие фискальные правила, которые предписывали ограничивать дефицит бюджета стран на уровне в 3% от ВВП и госдолг страны в 60% от ВВП.
Готовность отказаться от данных норм в начале марта 2025 года официально выразила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, увеличение госрасходов в европейских странах на 1,5% от ВВП позволит в следующие четыре года привлечь средства в размере около 650 млрд евро для военных целей ЕС. Тогда же она заявила о возможности создания нового кредитного механизма для выделения странам еще 150 млрд евро.
В "Белой книге" по оборонной стратегии Евросоюза данный механизм был представлен под аббревиатурой SAFE (Security and Action for Europe – "Безопасность и действие для Европы").
Как отмечается, в рамках использования средств с помощью данной структуры "будет оказываться поддержка оборонной промышленности Европы с участием по крайней мере двух стран, одной из которых должно быть государство-член ЕС, получающей финансовую помощь, а другой страной может быть еще одно государство из состава ЕС, еврозоны Европейской ассоциации свободной торговли или Украина".
Это еще один довольно наглядный пример того, что 1) в ЕС намерены продолжать финансовую поддержку украинского режима; 2) Украина включается в состав финансовых механизмов ЕС в военной сфере, при этом разработка военной стратегии Европы ведется с акцентом на оказании поддержке Украины.
Увеличение финансовой помощи ЕС для Украины также предлагается с помощью займа в рамках так называемой инициативы Extraordinary Revenue Acceleration. Данный механизм был ранее согласован странами Большой семерки для использования замороженных российских активов.
России придется отвечать на милитаризацию Европы
Сохраняющийся антироссийский вектор действий и риторики Европы с большой долей вероятности будет транслирован в усиление военной инфраструктуры НАТО у границ России. ЕС строит военные планы на ближайшие годы, в которые входит улучшение инфраструктуры военной логистики и мобильности между ЕС и Украиной, увеличение поставок оружия Украине, а также
Отношения между Россией и ЕС в целом находятся в довольно опасном тупике, выход из которого вряд ли удастся найти с помощью каких-либо хоккейных матчей или телефонных переговоров.
Стоит напомнить, что стратегия противостояния СССР странам НАТО на европейском ТВД включала в себя наличие у Советского Союза намного более крупной армии, а также массированное применение тактического ядерного оружия.
Военно-политический ответ России на новые угрозы со стороны Европы, вполне вероятно, будет носить комплексный характер. Среди мер, которые уже были приняты руководством РФ в данном направлении, можно отметить размещение российского тактического ЯО на территории Белоруссии. Можно также обозначить дополнительные возможные меры финансово-политического характера.
Бывшему советнику президента США по безопасности Збигневу Бзежинскому приписывают фразу о том, что "Новый мировой порядок будет построен против России, на обломках России и за счет России". В независимости от того действительно ли справедлива атрибуция данного высказывания американскому политику польского происхождения с антисоветскими и антироссийскими взглядами – необходимо признать, что власти Европы ведут разработку оборонной стратегии, в которой продолжение поставок оружия Украине отводится центральное место. Для финансирования этой помощи предполагается, в том числе, использование замороженных активов России.
Ситуация последних 10 с лишним лет после государственного переворота на Украине показала, что никакие словесные угрозы или "жесты доброй воли" со стороны России, а также подписанные соглашения по Украине с участием европейских стран не остановили процесс поставок оружия Киеву.
Обещания руководства РФ подать судебные иски против недружественных стран за потенциальное использование замороженных российских активов точно так же не помогли восстановить доступ к ним. Наоборот, доходы от российских активов уже активно используются для оказания военной помощи, а дальнейшее использование российских активов прописывается в оборонной стратегии Еврокомиссии.
Одной из ответных мер на действия стран Европы могло бы стать создание специального фонда из западных активов. Если страны ЕС используют ресурсы России в целях создания рисков для национальной безопасности и жизни граждан РФ – что мешает финансовому руководству России использовать западные активы, замороженные в российской юрисдикции, для создания механизма дополнительного финансирования оборонных расходов России? Подобная структура могла бы финансировать ведение тех статей гособоронзаказа РФ, которые касаются купирования военных угроз на европейском и украинском направлениях. Еще одним направлением использования западных средств могло бы стать финансирование разработок и производства технологий двойного назначения, в частности, средств связи, систем управления, радаров, беспилотных летательных аппаратов и другой продукции.
За счет подобного использования данных активов можно было бы снизить нагрузку бюджета страны от оборонных расходов, повысить прозрачность принимаемых ответных решений и показать серьезность намерений в плане противодействия РФ незаконным решениям Европы, которые принимаются под предлогом защиты "либеральных ценностей", а также "порядка, основанного на правилах".
По утверждению Еврокомиссии, "новый мировой порядок будет сформирован во второй половине этого десятилетия и в дальнейшем". По мнению Брюсселя, если ЕС "не будет формировать этот порядок – как в нашем регионе, так и за его пределами, то станет пассивным получателем последствий периода соревнования между государствами со всеми негативными последствиями, которые могут последовать, включая реальные перспективы полномасштабной войны".
Стоит в очередной раз напомнить, что США и ЕС с помощью "мягкой силы" организовали и содействовали проведению госпереворота в Киеве в 2014 году. Затем западные страны начали вооружать киевский режим для ведения так называемой "Антитеррористической операции" против восточных регионов страны, несогласных с насильственным свержением власти. Условия для полномасштабной войны на Украине были созданы и продолжают поддерживаться западными странами, и они намерены и дальше поставлять оружие, боеприпасы и разведданные украинскому режиму.