Ценность ЕАЭС вновь возросла: взаимодействие в рамках объединения стало своего рода щитом, который способен оградить от негативной конъюнктуры как саму Россию, так и другие государства союза.
Развитие ЕАЭС: продолжение интеграции вопреки санкциям
- Спад ВВП Евразийского экономического союза по итогам 2022 года оказался не таким существенным, как прогнозировалось.
- Проведение СВО и новые западные санкции против России заметно повлияли на экономику ЕАЭС в 2022 году. Данный фактор останется в силе в 2023 году, но его влияние снизится за счет адаптации к ограничениям.
- Западные санкции в отношении России привели к запуску параллельного импорта товаров в РФ. Миграция из России также заметно сказалась на экономических показателях стран ЕАЭС и сопредельных государств.
- Между Россией и другими странами объединения возникли трения из- за стремления отдельных государств к соблюдению санкций США и ЕС.
- Продолжение процессов интеграции позволит повысить эффективность ЕАЭС. В дальнейшем развитии необходимо учитывать опыт взаимодействия и противоречий между странами объединения.
Показатели ЕАЭС в 2022
Геополитическая напряженность и последовавший за ней рост волатильности на сырьевых рынках — факторы, которые во многом определили тренды экономического развития Евразийского экономического союза в 2022 году.
На фоне санкций, которые были введены против России и Белоруссии после начала специальной военной операции, нарушенные торговые связи, транспортно- логистические цепочки и замороженные инвестпроекты пришлось восстанавливать на новых принципах. Ценность ЕАЭС вновь возросла: взаимодействие в рамках объединения стало своего рода щитом, который способен оградить от негативной конъюнктуры как саму Россию, так и другие государства союза.
В первой половине 2022 года звучали довольно пессимистичные прогнозы с ожиданиями существенных экономических потерь для стран ЕАЭС. В частности, в Евразийской экономической комиссии предполагали, что спад ВВП ЕАЭС в 2022 году может составить 6,1%. Данный прогноз был сделан в I квартале 2022 года. В Институте исследований и экспертизы ВЭБ.РФ в докладе о евразийской интеграции в 2022 году приводили оценки падения ВВП ЕАЭС на 8,6% по итогам года.
Однако вопреки негативным прогнозам, общее снижение макроэкономической активности ЕАЭС по итогам года оказалось умеренным.
По данным Евразийской экономической комиссии, объем ВВП ЕАЭС в 2022 году сократился на 1,6%, составив 173 трлн рублей.
Снижение ВВП было отмечено в РФ (-2,1%) и Белоруссии (-4,7%). При этом рост экономик Казахстана (+3,2%), Киргизии (+7,2%) и Армении (+12,6%) помог отчасти компенсировать данную негативную динамику.
Определяющим фактором сводной динамики ЕАЭС, как и в прежние годы, остается развитие российской экономики. Доля ВВП России в объеме ВВП ЕАЭС, по данным Евразийской экономической комиссии, в 2022 году составляла 88%.
В сегменте промышленного производства, по статистике ЕЭК, доля России в 2022 году составила 89% от общего объема промпроизводства ЕАЭС.
Компании РФ в целом лидируют по прямым инвестициям в ЕАЭС. По данным ЕЭК, доля России в прямых инвестициях в ЕАЭС в I — III квартале 2022 года составила 78%.
Российская валюта также становится основным платежным средством в ЕАЭС: в 2022 году доля рубля составила около 72% от всех платежей в объединении.
Россия
Прогнозы о резком спаде ВВП РФ в 2022 году начали появляться сразу после обострения отношений с западными странами на фоне начала специальной военной операции на Украине. Ряд западных институтов выступали с оценкам и о том, что в результате применения новых санкций спад ВВП российской экономики превысит 7%.
Аналитики ведущих западных и российских банков, а также рейтинговых агентств (Morgan Stanley, Goldman Sachs, Barclays, Газпромбанк, Сбербанк, Промсвязьбанк, АКРА, «Эксперт РА» и других), опрошенные ЦБ РФ 25–31 мая 2022 года, прогнозировали падение ВВП России на 7,5% по итогам года.
В оценках Минэкономразвития РФ в мае 2022 года также присутствовали ожидания спада российской экономики на 7,8%.
Однако в итоге снижение ВВП оказалось намного менее существенным. По данным Росстата, ВВП РФ в 2022 году сократился на 2,1%.
Среди основных причин негативной динамики — сокращение внутреннего спроса в экономике России, проявившееся в падении оборота розничной торговли на 6,7%. Расходы российских домохозяйств снизились на 1,4%. Негативным фактором также стало ослабление активности в обрабатывающей промышленности (-2,5%).
Ряд сегментов российской экономики, несмотря на общий спад, показали положительную динамику. Сельскохозяйственный сектор России продемонстрировал наиболее быстрые темпы роста среди стран ЕАЭС в 2022 году, прибавив 10,2%.
За счет завершения ранее начавшихся проектов также увеличился объем выполненных строительных работ (5,2%). Инвестиции в основной капитал выросли на 4,3%. По данным Федеральной таможенной службы РФ, объем экспорта российских товаров в 2022 году достиг рекордного значения $591,5 млрд.
Белоруссия
Объем ВВП Белоруссии в 2022 году сократился на 4,7%. Спад оказался более умеренным в сравнении с прогнозами МВФ и Всемирного банка о снижении ВВП на 6–7%.
Серьезную роль в ухудшении экономической активности сыграло сокращение промышленного производства Белоруссии (-5,4%), в особенности в сегменте обрабатывающей промышленности (-6,2%). Также в 2022 году в стране было отмечено резкое падение грузооборота (-25,4%), серьезное снижение инвестиций в основной капитал (-19%), уменьшение оборота розничной торговли (-3,7%).
Казахстан
Вторая по величине экономика ЕАЭС продолжила расти в 2022 году. ВВП Казахстана увеличился на 3,2%. Заметную роль сыграло повышение экспорта. Показатель вырос более чем на треть за год (+36,9%) до $134,4 млрд. Экспорт Казахстана в страны ЕАЭС повысился на 24,3% до $9,71 млрд. Профицит внешней торговли Казахстана в 2022 году увеличился почти в 2 раза.
Высокие темпы роста были показаны в сельскохозяйственном (9,2%), а также в строительном сегментах экономики Казахстана: объем выполненных строительных работ вырос на 9,4%. Инвестиции в основной капитал повысились на 7,9% по сравнению с 2021 годом.
Армения
Экономика Армении в 2022 году росла наиболее быстрыми темпами среди стран ЕАЭС: ВВП повысился на 12,6%. Экспорт товаров и услуг увеличился на 77%, достигнув $5,36 млрд, экспорт Армении в страны ЕАЭС вырос в 2,8 раза.
Потребительские расходы в экономике Армении увеличились на 8,1%, оборот розничной торговли вырос на 4%. Положительные тенденции были также отмечены в промышленном производстве (7,9%) и строительной сфере (12,6%).
Киргизия
В год президентства Киргизии в ЕАЭС экономика страны стала одним из лидеров по темпам роста. ВВП в 2022 году повысился на 7%.
В 2022 году было отмечено существенное увеличение объемов взаимной торговли Киргизии со странами ЕАЭС. Показатель вырос на 32,3%.
Положительная динамика была отмечена по целому ряду отраслей: рост промышленного производства составил 11,4%, оборот розничной торговли прибавил 10,6%, грузооборот увеличился на 5,4%.
Торговля, параллельный импорт
Новые санкции в отношении России и Белоруссии и стремление стран ЕС, а также США и их союзников к заморозке экономического взаимодействия с РФ привели к серьезным изменениям во внешней торговле. Российские и белорусские компании начали менять основное направление экспорта своих товаров.
Многие иностранные компании недружественных стран в 2022 году прекратили или серьезно сократили свою работу в России. В РФ на официальном уровне был дан старт параллельному импорту товаров — ввозу товаров без согласия производителей и правообладателей.
Значительная часть поставок продукции компаний, ушедших из России, стала осуществляться через Турцию и Объединенные Арабские Эмираты. По данным ФТС, в 2022 году Турция стала одним из лидеров по увеличению товарооборота с Россией (+84%).
Страны ЕАЭС и СНГ также воспользовались данной ситуацией — общий рост экспорта товаров в Россию со стороны других государств Евразийского экономического союза, по ряду оценок, составил от 20 до 30%. Увеличение экспорта в Россию в 2022 году было отмечено и со стороны ряда сопредельных стран СНГ, в частности, Узбекистана и Таджикистана.
В свою очередь, это привело к продолжению роста объемов взаимной торговли в ЕАЭС в 2022 году, вопреки общему экономическому спаду в объединении. По оценкам Евразийского банка развития, показатель достиг нового рекорда в $83 млрд, увеличившись на 14% в сравнении с 2021 годом.
В структуре импорта товаров в Россию из Армении, Казахстана, Киргизии заметно увеличилась доля автомобилей, запчастей к транспортным средствам, станков, оборудования.
По предварительным оценкам ФТС, объем параллельного импорта товаров в Россию в 2022 году превысил $20 млрд. Дальнейшее увеличение объемов параллельного импорта пока под вопросом — страны ЕАЭС опасаются попадания под вторичные санкции ЕС и США.
Промышленность ЕАЭС
Динамика промышленного производства ЕАЭС начала заметно ухудшаться после I квартала 2022 года на фоне санкций против РФ. Рост промпроизводства постепенно сошел на нет к III кварталу и в конце года сменился снижением. В целом за 2022 год сокращение объемов промпроизводства в ЕАЭС оказалось минимальным (-0,6%)
Значительное увеличение показателей промышленного производства наблюдалось в Армении (+7,8%) за счет роста обрабатывающей промышленности (13,4%), а также Киргизии (+11,4%) за счет улучшения динамики в горнодобывающем (+8,2%) и обрабатывающем сегментах (+16,4%). Однако это не помогло нивелировать негативную динамику промпроизводства в ЕАЭС в 2022 году. Основная причина — невысокие доли Армении и Киргизии в промышленном производстве ЕАЭС, составляющие 0,4% и 0,3%, соответственно.
Миграция, переводы и валютные колебания
Еще одним существенным фактором влияния на экономику ЕАЭС стала миграция российских граждан после начала спецоперации на Украине в феврале, а также после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022 года.
На этом фоне в 2022 году произошел существенный рост денежных переводов из России в Армению, Грузию, Казахстан, Киргизию
Приток денежных средств выехавших из России граждан положительно сказался на росте ВВП сопредельных с Россией стран Средней и Центральной Азии. Было отмечено заметное увеличение расходов в сегменте банковских услуг, аренде недвижимости и ряде других сфер.
Поступление нового капитала привело к разгону инфляции за счет роста спроса. Подорожали продовольственные товары, аренда жилья. В Казахстане потребительские цены в 2022 году выросли на 20%, в Киргизии — на 15%, в Армении — на 8%.
Кроме проинфляционного эффекта приток нового капитала отчасти оказал и сдерживающее влияние на инфляцию — за счет укрепления национальных валют. Среди стран ЕАЭС данный феномен в основном был отмечен в Армении.
Открытие новых компаний мигрантами из России, а также перемещение части иностранных компаний в страны ЕАЭС и СНГ стало дополнительным элементом влияния на экономическую ситуацию в ЕАЭС. Заметно увеличился объем прямых иностранных инвестиций. В частности, в Казахстане данный показатель вырос на 18% за первые 9 месяцев 2022 года.
Трения в ЕАЭС
Помимо экономических пертурбаций в ЕАЭС в связи с началом СВО были также отмечены определенные противоречия между Россией и другими членами Союза.
Армения, Казахстан и Киргизия стремятся избегать попадания под санкции ЕС и США в связи с ситуацией на Украине, рассчитывая на продолжение сотрудничества с западными странами.
В стремлении заработать на санкциях против России отдельные государства ЕАЭС занимаются реэкспортом иностранной продукции в РФ под видом товаров собственного производства. В предыдущие годы подобной деятельностью регулярно занималась Белоруссия.
Новым примером стал реэкспорт рыбы из Киргизии в Россию. У РФ возникли вопросы по поводу резкого увеличения объемов и видов рыбы, поставлявшихся из Киргизии в 2022 году. После игнорирования запросов Россельхознадзора в феврале 2023 года был объявлен временный запрет на импорт форели и форелевой икры из Киргизии.
Фактором напряженности неэкономического характера внутри ЕАЭС стала ситуация с поставками нефти Казахстана через территорию России. До начала СВО система «Каспийского трубопроводного консорциума» была основным маршрутом экспорта нефти из Казахстана.
В 2022 году работа КТК неоднократно приостанавливалась по ряду причин: погодных условий, разминирования акватории, выявления нарушений. Введение ограничений по ценам на нефть из России, которые касаются и смесей с нефтью из других стран, также осложнили поставки нефти из Казахстана через территорию РФ. В начале апреля 2023 года власти Казахстана заявили о намерении резко увеличить поставки нефти в обход России через Азербайджан.
Геополитическая напряженность также проявилась и на внешнем контуре взаимодействия Евразийского экономического союза с другими странами.
После применения санкций против России и включения в список недружественных государств были заморожены переговоры о заключении зоны свободной торговли с Республикой Корея, при этом фактически утратило действие соглашение по ЗСТ ЕАЭС с Сингапуром.
Кроме того, фактически исчезли перспективы возобновления переговоров по ЗСТ ЕАЭС с Новой Зеландией, также вошедшей в число недружественных России стран после применения новых санкций в отношении РФ.
Нововведения в ЕАЭС
В 2022 году в Евразийском экономическом союзе вступили в силу ключевые нововведения, а также были согласованы договоренности, которые помогут улучшить финансово-экономическое взаимодействие внутри ЕАЭС и позволят расширить географию кооперации с другими странами
25 февраля 2022 года по итогам заседания Евразийского межправительственного совета в Астане была утверждена реализация совместного проекта «Евразийский агроэкспресс» для осуществления ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок за пределы ЕАЭС. На начальном этапе, в рамках проекта «Агроэкспресс», запущенного РЖД и Российским экспортным центром в 2019 году, отправка продукции осуществлялась в Китай и Узбекистан. 3 февраля 2023 года главы правительств ЕАЭС договорились расширить географию действия проекта уже в качестве «Евразийского агроэкспресса», включив в него перевозки продовольствия по международному транспортному коридору «Север - Юг» в Индию, Иран, ОАЭ и Туркменистан.
17 марта 2022 года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии в Москве было достигнуто соглашение об обнулении импортных пошлин на более чем 450 категорий товаров критического импорта. В список товаров, освобожденных от таможенных пошлин, были включены лекарства, медицинские изделия, сырье для легкой промышленности, химического и фармацевтического сегмента. В январе 2023 года в Минэкономразвития РФ отметили, что за период с марта по декабрь 2022 года данные меры позволили сэкономить более 100 млрд рублей.
26 мая 2022 года в Бишкеке прошел первый Евразийский экономический форум. Президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России обозначили ключевые критерии дальнейшего развития ЕАЭС: необходимость своевременного выполнения Стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года; развитие транспортно-логистической инфраструктуры по направлению «Восток - Запад» и «Север - Юг»; запуск научно-инженерных центров. Также было заявлено о необходимости активизации работы по созданию Большого евразийского пространства.
Одним из итогов форума стало согласование создания торговых площадок для централизованной торговли электроэнергией в рамках формирования единого энергетического рынка ЕАЭС.
Для проведения централизованной торговли электроэнергией по срочным контрактам были выбраны АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа», ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности».
26 августа 2022 года по итогам Евразийского межправительственного совета было принято заявление о создании «Евразийской перестраховочной компании». Соглашение о создании компании было подписано на заседании Евразийского межправительственного совета в Ереване 20 октября 2022 года.
Международная «Евразийская перестраховочная компания» создается по такому же механизму, как и Евразийский банк развития. Компания начнет работу в 2023 году и позволит обеспечивать перестраховку рисков по экспортно-импортным операциям между странами ЕАЭС.
По предварительным оценкам, создание «Евразийской перестраховочной компании» для управления рисками в рамках ЕАЭС позволит увеличить объем взаимной торговли на сумму более $6 млрд. 1 декабря 2022 года был впервые представлен проект Концепции формирования общего биржевого рынка товаров ЕАЭС. Документ планируется утвердить до 30 сентября 2023 года, программу развития рынка — до 31 декабря 2024 года. Формирование общего биржевого рынка товаров ЕАЭС предполагается провести в три этапа с завершением в 2025 году.
5 декабря 2022 года представители ЕАЭС и Индонезии подписали соглашение о проведении первого раунда переговоров по соглашению о зоне свободной торговли. Начальные переговоры о создании ЗСТ между ЕАЭС и Индонезией прошли с 3 по 5 апреля 2023 года в Джакарте.
9 декабря 2022 года Высший Евразийский экономический совет принял решение о создании нового механизма финансирования проектов промышленной кооперации в ЕАЭС. В этих целях будет создан специальный фонд для частичного субсидирования процентных ставок по кредитам для развития проектов в области кооперации. Это позволит поддерживать проекты промышленной кооперации в ЕАЭС на сумму около 16–17 млрд рублей в год. Действие механизма субсидий рассчитано на 5 лет с возможностью продления. Данный проект будет запущен в начале 2024 года.
Ускорение интеграции
В 2023 году Россия заняла место председателя в Евразийском экономическом союзе. Президент РФ Владимир Путин в конце января 2023 года выступил с обращением к главам государств ЕАЭС, предложив совместно оценить выполнение стратегических задач развития объединения до 2025 года. Он также призвал начать в этом году подготовку «новых документов долгосрочного планирования, которые определят основные векторы интеграционного взаимодействия на период до 2030 и 2045 годов».
В ближайшей перспективе раскрытию интеграционного потенциала объединения в экономической сфере будет способствовать продолжение системной работы по устранению препятствий во взаимной торговле и свободному движению товаров на территории страны ЕАЭС. Препятствия на внутреннем рынке союза подразделяются на несколько видов, включая барьеры, ограничения и изъятия.
По оценкам Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития РФ, к концу 2022 года в ЕАЭС было устранено около 30% препятствий на внутреннем рынке объединения. Устранение остальных 70% поможет добиться дополнительного ежегодного прироста ВВП ЕАЭС на 1,1%.
В текущих условиях властям стран ЕАЭС необходимо ускорить процесс ликвидации ограничений с учетом того, что для снятия трети препятствий понадобилось 6 лет (2016–2022).
Большое значение имеет дальнейшая работа над сопряжением платежных систем для расчетов в национальных валютах, а также формированием собственных финансово-расчетных механизмов.
Ключевым фактором повышения эффективности экономического взаимодействия как при взаимной торговле в ЕАЭС, так и при экспортных поставках за пределы объединения является развитие и модернизация инфраструктуры транспортного коридора «Север - Юг».
По оценкам ЕАБР, в настоящее время развитию коридора мешают более 40 барьеров в различных сферах, в том числе в инфраструктурной, тарифной, административной и финансовой. Для дальнейшей модернизации транспортного коридора потребуются существенные вложения. На текущий момент существует более 100 инвестиционных проектов, действующих и запланированных к реализации до 2030 года, их общая стоимость превышает $38 млрд.
На внешнеэкономическом направлении одним из приоритетов для ЕАЭС должно стать ускорение процесса формирования ЗСТ с дружественными и нейтральными странами, в основном из Юго-Восточной Азии.
Фокусирование усилий на переговорах в данном направлении — в частности, для формирования ЗСТ с такими странами, как Индия, Индонезия, Малайзия — является наиболее рациональным в сравнении с другими регионами мира с учетом растущей роли Азии в мировой экономике.
Дальнейшее развитие Евразийского экономического союза не исчерпывается только экономическими инициативами и нововведениями. Руководству стран ЕАЭС необходимо учитывать опыт взаимодействия и разногласий после начала СВО.
Текущее противостояние России и стран Запада — с началом в 2014 году и обострением в 2022 году — является серьезным испытанием для ЕАЭС, в том числе из-за того, что данный конфликт выходит за рамки объявленной западными государствами экономической войны против России.
Россия и Белоруссия испытывают серьезное геополитическое давление со стороны ЕС, США, союзных им государств и военного блока НАТО.
Европейский союз и НАТО, обозначившие Россию как внешнеполитического противника на уровне официальных доктрин и заявлений руководства, представляют собой более крупные структуры в экономическом и военном масштабах, чем ЕАЭС и Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Помимо трений между странами ЕАЭС из-за санкций против России сопутствующим фактором также являются противоречия в ОДКБ.
Примерами этого стали высказывания и действия властей стран союза, входящих в организацию. В октябре 2022 года руководство Киргизии отказалось от проведения запланированных учений «Нерушимое братство».
В январе 2023 года Армения, являющаяся участником ЕАЭС и ОДКБ, отказалась принимать на своей территории учения ОДКБ. При этом армянские власти сообщили, что в 2023 году Армения примет участие в двух учениях НАТО на территории Европы.
Страны, входящие в ЕАЭС, а также ОДКБ имеют свои собственные экономические и политические устремления, и они не всегда сходятся с интересами России.
Однако процесс интеграции стран ЕАЭС продолжается, и у объединения есть все возможности для улучшения взаимодействия.
Но пока этот процесс не завершен, будут сохраняться риски выхолащивания взаимодействия и превращения ЕАЭС в еще одну итерацию СНГ — в более тесном формате, но без единого экономического и финансового пространства и с отсутствием общего понимания внешнеполитического направления развития.
Государства Евразийского экономического союза не должны упускать из виду магистральные перспективы геоэкономической интегрализации в намного более широком формате, чем объединение 5 стран постсоветского пространства.
Владимир Путин в декабре 2015 года в Послании Федеральному Собранию РФ, а также позднее, в июне 2016 года на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, выступил с предложением формирования более широкого интеграционного контура – Большого евразийского партнерства с опорой на ЕАЭС, а также ШОС и АСЕАН.
Создание Большой Евразии — это огромный цивилизационный проект.
Для его реализации потребуется многолетнее сопряжение усилий большого числа стран на континенте. Преодоление противоречий и барьеров в ЕАЭС позволило бы создать прочную основу для движения в данном направлении.
Помешать дальнейшим интеграционным процессам внутри ЕАЭС могут следующие риски:
- Замедление или полная остановка процесса устранения барьеров в торговле внутри ЕАЭС;
- Нарушение транзакционных платежей. Заменой международным платежным системам и системе SWIFT могут быть единые аналоги SWIFT внутри ЕАЭС, общие платежная система и цифровая валюта союза;
- Ограничения доступа отдельных стран к ряду западных технологий и запрет другим странам союза передавать их внутри ЕАЭ
- Отсутствие скоординированной экономической политики по вопросу участия стран в ЕАЭС в развитии транспортных коридоров «Север - Юг» и «Восток - Запад»;
- Отсутствие у стран союза единой стратегии переориентации на восточные рынки, которые будут формировать главный долгосрочный спрос на ближайшие десятилетия;
- Геополитика, в частности давление Запада на страны ЕАЭС;
- Террористические угрозы в Средней Азии, искусственно «подогреваемые» извне;
- Риски военной эскалации в Закавказье.