Прямой военный конфликт между двумя странами, угроза которого резко возросла в последние дни и недели, может привести к серьезным негативным последствиям для стран ближневосточного региона и мировой экономики в целом.
После многих лет гибридного, опосредованного конфликта Иран и Израиль в 2024 году вплотную подошли к открытому вооруженному противостоянию. Первым прямым обменом ударов между странами в этом году стали взаимные обстрелы в апреле, когда после израильского ракетного удара по иранскому консульству в сирийской столице Дамаске, Иран в ночь с 13 на 14 апреля обстрелял военные объекты Израиля, выпустив по ним, по разным оценкам от 100 до 300 беспилотных дронов Shahed 136, а также произведя пуски крылатых и баллистических ракет. В Израиле заявили о том, что перехватили большую часть выпущенных БПЛА и ракет. При этом в израильских СМИ озвучивались оценки стоимости перехвата данного иранского удара в $1–1,3 млрд.
В качестве ответных мер 19 апреля Израиль нанес ракетные удары по нескольким объектам в центральном Иране, в частности, по комплексам ПВО, прикрывавшим ядерный комплекс в Натанзе.
31 июля 2024 года в результате ракетного удара Израиля в Тегеране был убит глава политбюро палестинской группировки ХАМАС Исмаил Хания.
В середине сентября 2024 года Израиль активизировал военную деятельность в отношении ливанского движения "Хезболла", поддерживаемого Ираном. После серии терактов с применением взрывных устройств в бытовой электронике Израиль начал наносить ракетно-бомбовые удары по столице Ливана. 28 сентября в Бейруте был убит глава движения Хасан Насралла.
Ответным ходом Исламской республики Иран в ночь с 1 на 2 октября стал новый массированный удар по различным объектам на израильской территории. В общей сложности, по ряду оценок, по Израилю было выпущено около 180 баллистических ракет. В соцсетях и иранских СМИ сообщается о применении Ираном гиперзвуковых ракет "Фаттах 1" и "Фаттах-2".
В качестве целей иранского удара были заявлены военные базы, а также энергетические объекты Израиля. Одной из целей Ирана, в частности, стала морская газовая платформа Тамар, расположенная к западу от города Ашкелон. Американская компания Chevron в комментариях агентству ТАСС сообщила о приостановке работы платформы.
Ракетный удар Ирана по Израилю в начале октября 2024 года в целом – благодаря многочисленным примерам видео очевидцев, опубликованных в соцсетях, и вопреки заявлениям израильских властей об уничтожении большинства ракет – продемонстрировал более высокую эффективность иранских средств поражения и ограниченные возможности израильского ПВО.
Власти Израиля заявили, что ответят на действия Ирана: по заявлению неназванных представителей кабинета министров Израиля в комментариях изданию Axios, нанесение "серьезного ответного удара" по Ирану планируется "в ближайшие дни".
Объектами израильского удара, как утверждается, могут стать иранские нефтяные предприятия. Также под прицелом Израиля, который во главе с Нетаньяху уже в течение года ведет бомбардировки палестинского Сектора Газа, могут оказаться ядерные объекты на территории Ирана – в частности, все тот же комплекс в Натанзе, системы ПВО которого уже были атакованы Израилем в апреле.
Кабинет Нетаньяху планирует нанести ответный удар по Ирану в координации с США. Логика данного взаимодействия, помимо традиционного стремления Израиля активнее вовлечь США в противостояние с Ираном, заключается в том, чтобы добиться получения дополнительных ракет и других боеприпасов для израильских ВВС и армии в целом.
Текущая ситуация отличается от предыдущих инцидентов взаимных обстрелов, убийств и кибератак тем, что после ответного удара Израилем может последовать новый выпад со стороны Ирана. В результате, Израилю может потребоваться более активная военная и информационная поддержка со стороны его основного заокеанского союзника.
Помимо военного ответа Израиля против Ирана, США также, вполне вероятно, могут объявить о новых санкциях против Ирана.
Переход конфликта Ирана и Израиля на новый, более взрывоопасный уровень грозит дестабилизацией энергетического сектора мировой экономики.
Сразу после ракетного обстрела Израиля Ираном котировки нефти в моменте подскочили на 5% и продолжили расти на следующий день – фьючерсы на WTI и Brent выросли с внутридневных минимумов в $66,5 и $70 до $72,1 и $75,8 за баррель, соответственно. В США также резко вырос индекс волатильности VIX – в моменте почти на 20% – так называемый как индекс "страха", отражающий опасения инвесторов.
Рост нефтяных котировок в ближайшей перспективе может продолжиться при продолжении эскалации конфликта – ряд экспертов уже заявили о потенциальном движении нефтяных цен к $100 за баррель. Намерения Израиля по нанесению ущерба нефтяным мощностям иранской экономики и ответные действия Ирана в целом могут привести к труднопредсказуемым последствиям.
Иран играет серьезную роль в поставках нефти на мировые рынки: объем иранской нефтедобычи во втором квартале 2024 года, по данным сентябрьского доклада ОПЕК, составлял 3,23 млн баррелей в сутки. По оценкам компании Vortexa, объем экспорта иранской нефти в первые 5 месяцев года составил около 1,65 млн б/с. Одним из основных покупателей иранской нефти является Китай.
По мере движения вверх по лестнице эскалации конфликта Иран, помимо прямого военного ответа на какие-либо серьезные деструктивные действия Израиля, в качестве одной из возможных мер может также попытаться перекрыть или осложнить судоходство в Ормузском проливе. Это, в свою очередь, приведет к снижению поставок нефти, газа и другой продукции из стран Персидского залива – Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и ОАЭ.
По ряду оценок, морскими перевозками по маршруту через Ормузский пролив между Ираном и Оманом ежедневно поставляется около 20% от общего объема мировых поставок нефти и 25% от поставок СПГ.
В апреле 2024 года спецназ "Сепах" из Корпуса стражи исламской революции (КСИР) в Ормузском проливе осуществил захват контейнеровоза MSC Aries, принадлежащего компании Zodiac Group, подконтрольной израильскому бизнесмену Эялю Оферу. Контейнеровоз следовал из ОАЭ в Индию под флагом Португалии. Иранские власти обосновали арест корабля нарушением им положений морского права и игнорирования запросов иранских пограничников. В Израиле тогда назвали захват корабля "актом пиратства".
Обострение ситуации на Ближнем Востоке уже отразилось в ценах на стоимости фрахта судов. Стоимость фрахта танкеров класса Афрамакс, по оценкам S&P Global Platts, выросла с $45,5 за тонну в начале сентября до $56,2 за тонну к началу октября.
Дальнейшая эскалация конфликта, помимо прямой угрозе жизни гражданам Ирана и Израиля, а также сопредельных стран, в том числе Палестины и Ливана – уже испытывающих на себе бомбардировки и удары со стороны израильской армии и ВВС – несет в себе риски повышения затрат для мировой экономики в целом из-за возможного резкого роста цен на нефть, а также повышенной угрозы для ключевых транспортных маршрутов, проходящих через Ближний Восток.
Текущий Ирано-Израильский конфликт в опосредованной форме в целом продолжается на протяжении более 40 лет – с момента исламской революции в Иране в 1979 году. В рамках этого конфликта Иран с начала 1980-х годов вооружает движение "Хезболла" в Ливане, а также оказывает поддержку движению ХАМАС в Палестине и "Ансар-Аллах" в Йемене. Хезболла и Израиль уже участвовали в открытом военном противостоянии против друг друга – в рамках военных действий в 1982 и 2006 году. После этого Израиль активизировал "гибридные" действия против Ирана – с проведением кибератак США и Израилем против ядерных объектов Ирана в 2009 году, убийствами иранских ученых израильскими спецслужбами в 2010 году и другими операциями спецслужб. С началом в 2013 году военного конфликта в Сирии, в котором правительственные силы противостояли террористическим группировкам, Израиль начал активно атаковать про-иранские силы и представителей иранских военных на сирийской территории. Уже после завершения горячей фазы сирийской войны Израиль продолжил атаковать территорию Сирии, в ходе атак в декабре 2023 года и апреле 2024 года были убиты высокопоставленные иранские военные, в частности, командовавший подразделениями "Аль-Кудс" в Ливане и Сирии генерал Реза Захеди.
Одна из основных причин затяжного характера противостояния Ирана и Израиля и его текущий переход от гибридной войны к прямому военному столкновению заключается в факторе религиозного противостояния Исламской республики, Израиля и различных группировок, участвующих в конфликте.
Нынешнее руководство Израиля в лице Беньямина Нетаньяху, как уже отмечалось, описывает Иран и ряд других стран в лице Ирака, Ливана, Сирии и Йемена цитатами из Библии, называя их "проклятыми" с трибуны Генассамблеи ООН и демонстрируя стратегическую линию Израиля по отношению к этим странам.
Религиозная подоплека данного конфликта, который за многие десятилетия не только не стих, а разгорается с новой силой, потенциально предвещает опасное и ожесточенное военное противостояние между Ираном и Израилем, шансы избежать которого тают на глазах.