Обострение ситуации в Красном море начинает сказываться на поставках продуктов — от кофе до фруктов — и может приостановить замедление продовольственной инфляции. Суда, груженные продовольствием, как и все остальные, все чаще начинают плыть вокруг Африки, что является более длинным и дорогостоящим маршрутом. Но в отличие от СПГ, нефти и промтоваров более длительные сроки доставки могут привести к тому, что некоторые продукты просто начнут портиться в пути.
Влияние действий хуситов пока ограничено. Но если сбои усугубятся, они смогут стать макроэкономическим фактором и остановить падение цен на продукты питания.
По информации агентства Bloomberg, итальянские экспортеры, которые продают в Азию сельскохозяйственную продукцию на сумму около 4,4 млрд долларов, обеспокоены тем, что перевозка вокруг Африки повредит свежести и увеличит стоимость фруктов, яблок, киви, цитрусовые.
По данным европейской ассоциации CELCAA, которая представляет трейдеров агропродовольственной продукцией, проблемы с доставкой также вызывают обеспокоенность в отношении европейского экспорта таких продуктов, как свинина, молочные продукты и вино, а также импорта чая, специй и птицы.
По данным компании Kpler, в последние недели корабли, перевозившие около 1,6 млн тонн зерна и первоначально направлявшиеся через Суэцкий канал, были перенаправлены на другие маршруты. Большая часть этого груза предназначена для покупателей в Китае и странах юго-восточной Азии.
Некоторые трейдеры даже задерживали грузы. Британский импортер кофе Mercanta ненадолго приостановил погрузку в Восточной Африке, ожидая разъяснений по маршруту, по которому будут следовать суда. Несмотря на то, что компания в конечном итоге решила отправить груз через Суэц, любые задержки замедляют продажи в Европу, в то время как поставки в США также сталкиваются с ограничениями в обмелевшем Панамском канале.
На такие страны, как Уганда и Вьетнам, приходится большая доля европейского импорта кофе, а Красное море является важнейшей артерией для этой торговли.
По данным Вьетнамской ассоциации кофе и какао, хотя скоропортящиеся продукты часто перевозятся в контейнерах, некоторые компании переходят на балкеры для перевозки кофе. Это может затруднить погрузку и разгрузку в портах, которые не имеют опыта перевалки пищевых продуктов, и сделать продовольственные грузы более уязвимыми для стихии.