Саудовская Аравия планирует построить второе в стране предприятие по переработке лития для развития своей цепочки поставок батарей.
Это предприятие будет использовать сырье, добываемое в Австрии, для производства очищенного гидроксида лития для BMW.
Постепенно добыча и обработке этого металла развивается за пределами Китая. Китай контролирует почти 60% мировой переработки лития, который является важным компонентом аккумуляторов электромобилей. И Европейский союз, и США поощряют создание существенных производственных мощностей вне КНР.
Австралийский стартап European Lithium и саудовский промышленный конгломерат Obeikan Investment Group будут иметь по 50% акций будущего завода. Стоимость проекта составит от 350 до 400 млн долларов. Начало выпуска готовой продукции запланировано на 2026 год. European Lithium будет поставлять предприятию по переработке руду лития из своей шахты на юге Австрии.
Для Саудовской Аравии этот проект является очередной сделкой, направленной на усиление ее позиций в сфере производства электромобилей и цепочке поставок батарей. Такой подход должен диверсифицировать экономику королевства и уменьшить ее зависимость от нефтяных доходов. Ранее в этом году Саудовская Аравия заключила соглашение с австралийским производителем батарей EV Metals о строительстве к 2026 году завода по производству гидроксида лития. Саудовская Аравия к 2030 году планирует производить 500 тыс. автомобилей в год, включая те, которые собирает в стране американская компания Lucid Motors. Суверенный фонд Саудовской Аравии Public Investment Fund владеет большинством акций этой компании.
Lucid, которая в последние годы испытывает финансовые трудности, объявила о намерении привлечь 3 млрд долларов через размещение акций, при этом 60% средств поступит из фонда Саудовской Аравии. Суверенный фонд Саудовской Аравии также профинансировал создание собственного производителя электромобилей Ceer, который планирует производить 170 тыс. автомобилей в год совместно с Foxconn и BMW. Гидроксид лития, произведенный на предприятии European Lithium, будет продаваться BMW в рамках существующего соглашения о поставках. European Lithium будет ежегодно поставлять автопроизводителю 9 тыс. тонн гидроксида лития с 2027 года.
European Lithium сообщила, что общие капитальные затраты на строительство австрийской шахты и прилегающего горнообогатительного комбината, а также на развитие саудовского предприятия, составят от 800 до 900 млн долларов. Компания планирует провести в ближайшие месяцы вторичное размещение акций на Nasdaq.
В 2022 году 52% предложения лития поставлялось всего пятью компаниями. Однако по прогнозам Wood Mackenzie доля этих компаний снизится до 36% к 2032 году, поскольку продолжат появляться новые предприятия.
Партнерства между добывающими и перерабатывающими компаниями позволяют разделить риски и значительные капиталовложения, необходимые для новых проектов. Альянсы, подобные тем, что складываются в Саудовской Аравии, уже существуют. Например, Pilbara Minerals сотрудничает с POSCO в Южной Корее, а SQM и Wesfarmers объединились на проекте в Западной Австралии.