Теневое правительство США – "бро-олигархи", а не иллюминаты, бюрократы или спецслужбы

Дональд Трамп и Илон Маск

Предупреждение уходящего президента Байдена "об угрозе для американской демократии" от неких неназванных олигархов прозвучало с явным опозданием. Новые американские элиты уже захватили власть, и будут оказывать определяющее влияние на второй президентский срок Дональда Трампа.


В своем последнем официальном обращении в качестве президента США к гражданам страны Джо Байден выступил с предупреждением о внутренней угрозе для дальнейшего развития государства. По его словам, в США якобы "возникла олигархия с крайне высоким уровнем богатства, власти и влияния, которая угрожает всей нашей демократии". Байден признался, что  угроза опасного сосредоточения власти в руках очень небольшой группы сверхбогатых людей "серьезно беспокоит его".

Он также отметил, что в истории США уже были прецеденты формирования олигархии в лице так называемых "баронов-разбойников". Речь идет о периоде конца XIX – начала XX века, когда владельцы крупных промышленных предприятий в лице Джона Рокфеллера, Джона Моргана, Корнелиуса Вандербильта и ряда других лиц сосредоточили под своим контролем большой объем активов и политико-экономического влияния в США. Байден не назвал ни одного имени, однако, дал одну подсказку, где искать современных "баронов-разбойников" – в сегменте высоких технологий. Данное предупреждение могло бы стать неожиданным – тем более от президента США – если бы не опоздало примерно на 10–15 лет.

Различные исследователи, в том числе американские, ранее неоднократно заявляли о том, что смена преобладающих технологий и видов хозяйственной деятельности в мире приведет к смене жизненного уклада людей. Частично об этом отмечается в работе футуролога Элвина Тоффлера "Третья волна", которая была опубликована в 1980 году. 

В 2014 году профессоры Принстонского и Северо-Западного университетов США Мартин Джиленс и Беджамин Пейдж опубликовали исследование, согласно которому модель принятия решений в США больше соответствует олигархии, а не демократии.

В исследовании не было отмечено, какая именно группа американского бизнеса имеет наиболее серьезное политическое влияние в стране – тем не менее, уже на тот момент и в последующие годы было очевидно, кто играет эту роль. Становление новой элиты – не только социально-экономический, но и культурологический феномен. Издание Wired в 2023 году отметило, что в кинофильмах все чаще стали появляться новые образы "суперзлодеев" – и их прототипами являются главы компаний высокотехнологичного сегмента.

В Vanity Fair в том же году отметили, что миллиардеры техно-олигархи имеют возможность влиять на современный мир, создавая картину "в которой нет правды, есть только зрелища".

За последние несколько лет сформировался термин "бро-олигарх", под которым подразумеваются бизнесмены, инвесторы и владельцы компаний высокотехнологичного сегмента. У данного эпитета нет какого-либо одного автора или источника. 

В интервью порталу Marketplace автор книги "Оффшоры: скрытое богатство и новый колониализм" Элизабет Брук Харрингтон, профессор экономической социологии в Дартмутском колледже, описывает представителей данного класса как "людей в возрасте от 30 до 50 лет, сделавших состояние в хайтеке, которые практически не уважают правила и законы". По ее словам, "они считают себя умнее других и поэтому полагают, что законы не должны применяться к ним, что они заслуживают быть выше закона, они также считают себя вправе иметь повышенное влияние на определение того, какими должны быть законы – вне зависимости от волеизъявления избирателей".

Данное определение можно посчитать универсальным, подходящим к элитам любого времени. Однако "бро-олигархи" как никакие представители "власти немногих", существовавшей до них, имеют возможность глобального влияния на экономическое благополучие, взгляды и повседневную жизнь граждан многих стран мира. 

Степень подобного влияние ранее отмечали сами американцы. По данным  опроса, проведенного исследовательской службой Университета Куиннипэк в 2021 году 70% респондентов заявили о том, что социальные сети – такие как Facebook [заблокирована в РФ] и Twitter [сменившая название на X в 2023 году, заблокирована в РФ] – обладают скорее негативным воздействием на общество, чем приносят пользу.

В 2023 году в рамках ответов на вопрос о том, кто вносит наибольший раскол во мнениях среди американцев, большинство респондентов ответили: "социальные сети" (35%). Данный вариант ответа стал более популярным чем "политики" (32%) и "телевидение/традиционные СМИ" (28%) 

Возможности новой элиты в США не ограничиваются влиянием на "умы и сердца" людей, сегодня они напрямую влияют на экономику и промышленное развитие США. 

Издание City Journal, которое публикуется Манхэттенским институтом политических исследований, одним из исследовательских центров США консервативной направленности, отмечает, что "бро-элита" американского хайтека будет одной из ключевых сил, влияющей на политику Трампа в течение его второго президентского срока.

В число представителей "олигархии с крайне высоким уровнем богатства, власти и влияния, которая угрожает всей нашей демократии", о которых предупредил Байден, входят такие бизнесмены, венчурные инвесторы и руководители компаний, как: глава Tesla и SpaceX Илон Маск, сооснователь и глава Meta Марк Цукерберг, глава OpenAI Сэм Альтман, глава Palantir Алекс Карп, основатель Anduril Палмер Лаки, инвесторы-миллиардеры Питер Тиль, Марк Андриссен и ряд других глав компаний и инвесторов. Одним из "протеже" Питера Тиля в администрации Дональда Трампа является вице-президент США Джек Вэнс. 

"Бро-олигархи" при Трампе возглавят министерство по повышению эффективности госуправления, будут определять развитие отрасли искусственного интеллекта, оказывая влияние, в том числе, и на энергетическую политику США.

Когда один из представителей олигархии, о которой предупредил Байден, в лице главы OpenAI на встрече с чиновниками его администрации в Вашингтоне в октябре 2024 года утверждал, что для развития проектов в сфере искусственного интеллекта США необходимо построить несколько электростанций мощностью в 5 ГВт в различных штатах для обеспечения электроэнергией новых центров обработки данных, – он знал, что к его словам будут прислушиваться, несмотря на существенную стоимость подобных проектов.

Действия и комментарии Илона Маска в отношении политической ситуации в Европе, показывают, что "бро-олигархи" уже активно используют свое влияние за пределами США – не только в непосредственных интересах своего бизнеса, но и в контексте влияние на процессы государственного управления в других странах. Примеры деятельности Питера Тиля и других подобных ему инвесторов показывают, что они могут оказывать определяющее влияние на разработку новых технологий, оказывая поддержку тем или иным стартапам. 

Предстоящий президентский срок Дональда Трампа в начале 2025 года в качестве "олигархии миллиардеров и хайтек-бро" описывает молодежный портал TeenVogue, отмечая, что это "новая мрачная форма власти".

В данном контексте предупреждение Байдена скорее выглядит как вариант "анекдота про индейца по имени Зоркий глаз": в последние дни своего президентства он заметил, что за его спиной "возникла олигархия с крайне высоким уровнем богатства, власти и влияния, которая угрожает всей нашей демократии".

Наверх