Общее число стран, которые могут понести определенные потери от нового президентства Трампа из-за нового витка торговой войны в мире в целом заметно выше количества потенциальных "бенефициаров" его возвращения к власти.
Первый президентский срок Дональда Трампа показал разницу между предвыборными обещаниями в ходе избирательных кампаний и его действиями в качестве президента США.
Есть также существенная разница между тем, как Трамп, будучи президентом, описывал свои отношения или оценивал лидеров государств, и фактическим состоянием отношений США с данными странами при его президентстве. Итоговая экономическая полярность его второго президентского срока для многих торговых партнеров США во многом будет зависеть от фактической реализации все того же лозунга "Америка прежде всего".
Кто "выиграет"
Израиль
Нетаньяху неоднократно называл Трампа "величайшим другом, который когда-либо был у Израиля в Белом Доме" – как в ходе совместных пресс-конференций, так и интервью американским телеканалам. Трамп признал Иерусалим в качестве столицы Израиля, перенес в него посольство США, а также признал право Израиля на оккупированные израильскими войсками Голанские высоты в Сирии.
В данном контексте можно считать, что израильские бомбардировки Сектора Газа, Ливана и эскалация отношений с Ираном являются намеренными действиями Израиля в расчете на возвращение Трампа к власти и безоговорочную поддержку со стороны США на Ближнем Востоке.
Для Израиля новый срок Трампа в целом означает продолжение бесперебойных поставок оружия, объем которых, как отмечалось, уже достиг рекордных объемов, а также политическое покровительство.
Индия
Реализация "трампономики 2.0" в виде возможного повышения пошлин на 10% на весь импорт США негативно отразится и на индийской экономике. Однако Индия может стать одной из стран, которая все же "выиграет" в общем контексте обещаний Трампа об эскалации торговой войны с Китаем. Речь идет о продолжении переноса производственных цепочек из КНР, а также реализации планов Трампа по ускоренному развитию технологий искусственного интеллекта и продвижению использования криптовалют в США – индийские компании и стартапы могут привлечь более крупные инвестиции и развить более тесные связи по данным направлениям.
При этом есть и потенциальный негативный эффект в виде ужесточении миграционного законодательства в США. Индийские граждане занимают первое место среди получателей неиммиграционных виз H-1B: по ряду оценок, на долю Индии в целом пришлось более 72% от общего числа выданных виз H-1B в США в 2023 году.
Япония
Фондовый рынок Японии отреагировал довольно бурным ростом на новости о победе Трампа на выборах в США. На валютном рынке также произошло довольно заметное ослабление курса японской иены по отношению к доллару. Экономика Япония действительно может отчасти "выиграть" в случае если японская валюта продолжит постепенно терять позиции по отношению к доллару на фоне ожиданий роста дефицита США. Подобный расклад улучшит позиции японских экспортеров.
Однако если посмотреть на динамику курса пары иена-доллар в 2017–2021 году и сравнить с поведением японской валюты в течение завершающегося президентства Байдена – ситуация выглядит несколько иначе. Курс иены рос по отношению к доллару в течение каждого года президентства Трампа и в целом укрепился по итогам его первого срока. При этом за годы президентства Байдена, наоборот, произошло резкое ослабление японской валюты.
В пользу более тесных связей США с Японией при новом сроке Трампа косвенно говорят заявления, сделанные в докладе так называемого "Проекта 2025". В документе Япония называется в качестве одного из "критически важных" союзников США в экономической сфере и военно-политическом плане.
Саудовская Аравия
Эр-Рияд, а также ряд других ближневосточных стран могут войти в число "выигравших" от второго срока Трампа. В данной ситуации "выигрыш" во многом строится на попытке США при администрации Трампа сохранить влияние над странами Персидского залива и, тем самым, продолжить действия по "изоляции" Ирана. В ходе первого срока Трамп смог добиться намного более тесных связей с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом, а также рядом ближневосточных лидеров арабских стран, чем впоследствии Байден.
ОАЭ
В ходе переговоров под реализации так называемого "Авраамского договора" в 2020 году Трампу удалось убедить руководство Объединенных арабских эмиратов подписать мирный договор с Израилем. Одним из прямых последствий заключения данного соглашения стало одобрение со стороны США продажи ОАЭ 50 истребителей F-35, а также поставок БПЛА. Сделка в дальнейшем была заморожена администрацией Байдена, при этом в ОАЭ неофициально заявили (https://defencesecurityasia.com/en/uae-will-not-revive-the-agreement-for-the-procurement-of-50-f-35-jets-even-if-trump-wins-the-presidency/) о том, что не будут настаивать на возобновлении переговоров по ее реализации, даже если Трамп вновь победит на выборах. Тем не менее, при в рамках его второго президентского срока США и ОАЭ в целом могут достичь более тесного взаимодействия на Ближнем Востоке – как в военном, так и экономическом плане.
"Проигравшие"
Китай
Наиболее явные потери от возвращения Трампа к власти может понести КНР. В ходе предвыборной кампании Трамп неоднократно угрожал повысить импортные пошлины для Китая до 60%. В отношении электромобилей из Китая он обещал ввести еще более жесткие заградительные пошлины, заявляя о том, что "они будут платить пошлины в 100% или может быть даже в 200%".
В данном контексте повышенная роль в предстоящей эскалации торговой войны и новых переговорах между Пекином и Вашингтоном может быть отведена одному из основных спонсоров избирательной кампании Трампа. Глава компаний Tesla и SpaceX Илон Маск, скорее всего, будет лоббировать в пользу проведения более гибкой политики в отношении Китая – так как Tesla может стать одной из тех компаний, которые попадут под ответный удар Пекина в торговой войне.
Иран
Продолжение произраильского курса Трампа в ходе его второго срока, скорее всего, в полной мере отразится на отношениях США и Ирана. В 2018 году Трамп в одностороннем порядке объявил о выходе США из договоренностей по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), в рамках которых с Ирана снималась часть санкций. Торпедировав "ядерную сделку", которую Россия, Китай, Великобритания, Франция и США заключили при администрации Обамы, Трамп возобновил действий американских санкций против Тегерана.
В СМИ уже начали "сливать" его предстоящие планы по дальнейшему ужесточению санкционного давления на Иран. Достоверность сведений, опубликованных в издании Wall Street Journal после победы Трампа на президентских выборах, скорее всего, можно будет проверить уже в начале 2025 года.
Вполне вероятно, что в ходе второго срока Трамп также попытается продолжить экстерриториальные убийства высокопоставленных иранских деятелей в интересах Израиля. Примером подобной деятельности стал ракетный удар американского БПЛА по автомобилям на территории аэропорта Багдада в начале января 2020 года. В результате удара был убит иранский генерал Касем Сулеймани и еще 9 человек.
Европа
Евросоюз в целом в и многие страны ЕС могут также столкнуться с экономическими потерями из-за возвращения Трампа на пост президента США.
Германия
ФРГ может стать одним из основных проигравших в Европе из-за реализации стратегии по повторному "возвращению величия Америке". Коалиционное немецкое правительство "Светофора" из трех партий – СДПГ, "зеленых" и СвДП – уже развалилось (https://t.me/worldmarketstudies/849) на фоне новостей о возвращении Трампа в Вашингтон.
Выражением позиции Трампа по отношению к руководству Германии в определенном смысле стал комментарий его сторонника Илон Маска: в соцсети X он по-немецки назвал канлцера ФРГ Олафа Шольца "глупцом" ("Olaf ist ein Narr").
При этом сам 78-летний бизнесмен, который в 2025 году вернется к власти в США, в ходе своего первого срока уже вводил пошлины против импорта сталелитейной продукции из Европы. На этот раз он обещает ввести пошлины в размере 10% на весь импорт из ЕС, попутно угрожая "сделать немецкие автокомпании американскими".
Великобритания
Руководству Великобритании в лице Лейбористской партии придется начинать отношения с Дональдом Трампа с довольно низкого старта. Помимо угроз о применении США импортных пошлин, которые также могут коснуться и британских товаров, между Трампом и премьер-министром Киром Стармером уже "пробежала черная кошка" в ходе избирательной кампании.
В штабе Трампа еще до дня голосования направили письмо в Федеральную избирательную комиссию США с обвинениями в адрес Лейбористской партии. Представители Трампа подозревают правящую партию Великобритании в "явном иностранном вмешательстве" в избирательный процесс. В письме отмечается, что чиновники кабинета Лейбористов официально выражают свою поддержку кандидатуре Камалы Харрис на президентских выборах.
Украина
Киев может столкнуться с сокращением объемов финансовой и военной помощи со стороны США. Трамп неоднократно заявлял о возможности подобного исхода в случае своей победы на выборах. Оборонные компании США явно заинтересованы в дальнейшем продолжении военного конфликта на Украине, поэтому насколько реально в дальнейшем серьезное снижение поставок оружия Киеву со стороны "нового старого" руководства США, пока говорить рано.
Однако в целом возвращение Трампа к власти может означать прекращение безоговорочной поддержки Киева и проведение некоего "аудита" по итогам уже оказанной помощи. Трамп может предпринять подобные действия, чтобы вновь показать коррумпированность украинских властей, а также неадекватность прежней администрации Байдена. В ходе первого президентского срока Трампа скандалы с коррупцией на Украине с участием родственников Байдена неоднократно появлялись в сфере общественного внимания.
Неопределенный эффект
Россия
Отношения РФ и США и так находятся в тупике из-за финансово-экономической и опосредованной войны США против России на Украине. При этом американские власти – вне зависимости от администрации в Вашингтоне – придерживаются долгосрочного курса на "сдерживание России", который начал формироваться задолго до украинского конфликта. Попытки Трампа "перезагрузить" отношения с РФ в ходе первого срока не увенчались успехом.
Его возможности по полному прекращению финансирования и поставок оружия украинскому режиму Зеленского в ходе второго президентского срока пока не подкреплены ничем, кроме предвыборной риторики. Вероятность того, что Трамп будет способствовать урегулированию данного конфликта на выгодных для РФ условиях, настолько же высока, насколько реалистичны его возможности по "завершению этой войны в течение 24 часов".
Россия также может столкнуться с определенными косвенными негативными последствиями даже при отсутствии новых прямых санкций со стороны администрации Трампа при его новом президентстве. Обострение конфронтации США с Китаем и Ираном может привести к ослаблению экономических позиций ключевых российских союзников из-за новых пошлин и санкций. Вместе с тем, фактор внешнего давления со стороны Трампа, также может способствовать и более тесному взаимодействию этих и ряда других стран с Россией.
КНДР
В ходе своего первого президентского Трампа лидеры США и КНДР обменивались заочными ругательствами в адрес друг друга, но при этом смогли провести несколько личных встреч. Администрация Трампа также сначала ужесточила режим санкций в отношении Северной Кореи, а затем, к концу его президентства в определенной мере смягчила санкции.
Не исключено, что в ходе нового президентского срока Трамп вновь попытается использовать стратегию по налаживанию личного контакта с северокорейским лидером. Тем самым, он попытается представить свои действия как "прогресс" в отношениях КНДР по сравнению с фактически безрезультатными для США итогами деятельности администрации Байдена в данном регионе.
Изоляционизм США
В число выигравших могут войти и другие страны, в том числе, Вьетнам и Индонезия – в качестве других кандидатов на новую "мировую распределенную фабрику", куда компании могут продолжать переносить производство вместо Китая.
Однако импортные пошлины Трампа в ходе его первого президентского срока коснулись и многих стран, которые США официально рассматривают как своих союзников в лице Японии, Индии и Вьетнама. Поэтому даже потенциальные бенефициары от его возвращения к власти и каких-либо других стран – "выиграют" лишь отчасти. Продолжение изоляционистского курса является вынужденной стратегией для США на фоне фактического провала глобализма и начавшегося разделения мира на отдельные блоки, которые соперничают друг с другом.
Действия в русле логики Mors tua, vita mea или более современных вариаций на тему "Умри ты сегодня, а я завтра" означают всю ту же извечную борьбу за выживание, в которой страны в долгосрочной перспективе могут рассчитывать только на самих себя.