Фундамент, на котором был основан Европейский союза, в виде глобализованной торговли, многосторонних торговых связей и доступа к дешевым ресурсам больше не существует. При этом США и Китай захватывают позиции европейских компаний внутри самого ЕС.
Власти Евросоюза начинают постепенно осознавать изменения, произошедшие в мире за последние годы. Откровения экс-главы Европейского центробанка Марио Драги о сложном настоящем и тревожном будущем Европы, представленные им в ходе доклада Брюсселе, идут вразрез с мифологемами властей ЕС как о некоем "цветущем саде".
Бывший руководитель ЕЦБ выдвинул ряд основных тезисов, в частности о том, что:
- Европа не может эффективно конкурировать с США – в особенности в сегменте высоких технологий;
- Европа не может эффективно конкурировать с Китаем;
- Европе ежегодно нужны рекордно высокие инвестиции для преодоления данной ситуации.
Тема снижения конкурентоспособности ЕС по сравнению с США было уделено основное внимание в докладе Драги. Не называя США соперником Евросоюза напрямую, экс-глава ЕЦБ, также занимавший пост премьер-министра Италии в 2021–2022 годах, тем не менее, вполне ясно намекает на то, что американские компании и экономика США в целом для Европы являются не союзниками, а прямыми конкурентами.
Подобная оценка буквально в одном шаге от неоднократно звучавших ранее прогнозов о том, что США стремятся ослабить Европу в качестве своего конкурента. Во время президентства Дональда Трампа данные идеи, не так давно считавшиеся все лишь еще одной теорией заговора, получили наглядное подтверждение в виде импортных пошлин США на сталь и алюминий европейского производства.
Процесс снижения рентабельности европейского производства ускорился с началом Специальной военной операции России на Украине за счет активизации поставок американских энергоносителей. В качестве дополнительного фактора снижения конкурентоспобности европейских компаний также можно отметить и повышенный объем закупок американской военной техники властями ЕС с её последующей передачей украинскому руководству.
Эти же деньги могли бы тратиться на покупки европейского оружия.
Заявления о необходимости "использовать" и "заставить" Европу выполнять желаемые для США действия в сфере закупок оружия и американских энергоносителей по мере развития военных действий на Украине стали раздаваться все чаще. В апреле 2024 года издание Foreign Policy, в частности, открытым текстом заявило о том, что "Вашингтон должен выжать Европу как в 1945 году". В материале, в частности, было заявлено о том, что американские власти должны "открыто связать продолжение военных поставок из США на Украину с увеличением расходов со стороны европейских членов НАТО, существенным увеличением финансирования реализации Европейской оборонно-промышленной стратегии, а также ускоренным членством Украины в ЕС".
По мнению различных проамериканских экспертов, не только в Foreign Policy, США также должны продолжать использовать поставки энергоносителей в качестве инструмента воздействия на ЕС. Объем поставок сжиженного природного газа американскими компаниями в Европу в 2022 и 2023 годах составил 44% и 48% от общего объема европейского импорта СПГ, соответственно. Тем самым, однако, США еще больше снижают рентабельность и конкурентоспособность европейской экономики.
Увеличение стоимости энергоносителей, а также более высокие военные расходы в дальнейшем, так или иначе, будут оплачивать жители европейских стран – в виде повышения налогов, а также тарифов на электроэнергию и другие услуги. По данным доклада Марио Драги, в 2022 году объем сбережений домохозяйств в ЕС составлял 1,39 трл евро ($1,7 трлн). Сделав выбор в пользу противостояния с РФ, власти ЕС тем самым, сами позволили американским компаниям "залезть" в карман европейцев.
Текущая ситуация, когда страны Европы фактически находятся на пороге открытой войны против России, в целом развивается согласно изначальному плану создания Североатлантического альянса. Противостояние с СССР было одной из основных целей создания НАТО.
Гастингс Исмей, советник британского премьера Уинстона Черчилля, занимавший пост генерального секретаря НАТО в 1952—1957 годах, до вступления в должность заявлял о том, что Североатлантический альянс создавался с целью того, чтобы "держать Советский союз вне [Европы], американцев внутри [Европы], а немцев – в подчинении". Данная цитата в оригинале с ее атрибуцией первому генсеку НАТО опубликована на сайте Североатлантического альянса.
В этом контексте выполнение плана Драги по увеличению расходов в Европе – это, по сути, реализация 2-го и 3-го пункта. Экс-глава ЕЦБ подчеркнул, что ЕС требуется 800 млрд евро ежегодно для преодоления сложившихся проблем в экономике, предложив в качестве одной из мер привлечь дополнительные заемные средства.
Подобные меры предполагают общее увеличение долговой нагрузки в Европе. Тем самым, Германия, Австрия и другие страны с меньшими показателями госдолга не будут иметь какого-либо влияния на финансовую политику Евросоюза.
Укрепление наднациональной финансово-политической номенклатуры Еврокомиссии, Европейского центробанка и других подобных структур под видом повышения конкурентоспособности Европы будет означать дальнейшее увеличение армии европейских чиновников, которые назначаются и не отчитываются напрямую перед избирателями европейских стран. Фактически, это дальнейшее движение к некоему "ЕССР" – только без социализма, без заключения реального социального контракта с населением.