Использование бытовой электроники в качестве взрывных устройств в Ливане со стороны израильских спецслужб может привести к негативным последствиям для мирового IT-сектора в целом – как и тотальный мировой шпионаж США с использованием информационных технологий ранее.
В результате массового взрыва пейджеров 17 сентября 2024 года в Ливане, по официальным данным, погибло 12 человек, среди них 2 детей, общее количество пострадавших превысило 2800 человек. По информации Sky News Arabia, израильская спецслужба "Моссад" начинила взрывчаткой пейджеры, которые предназначались для доставки ливанскому движению "Хезболла". Речь идет о Пентаэритриттетранитрате (ТЭН) или PETN по западной терминологии – взрывчатом веществе в виде белого кристаллического порошка. Кроме того, в устройства был установлен взрыватель.
По данным Reuters, в общей сложности взрывчатка была установлена в партию из 5 тысяч пейджеров. В New York Times сообщили о том, что речь идет о партии пейджеров модели AR924 и нескольких других, которые были заказаны у тайваньского производителя Gold Apollo. В тайваньской компании заявили о том, что данные устройства изготавливаются по лицензии в Венгрии некоей фирмой BAC Consulting.
В американских СМИ назвали произошедшее "операцией "Моссада", однако большое количество жертв – в том числе среди гражданского населения, а не только среди участников движения "Хезболла" – вполне явно говорит о том, что Израиль совершил массовый теракт в Ливане под эгидой "борьбы с терроризмом".
Израиль, а также его основной союзник в лице США ранее уже прибегали к кибертерроризму. В частности, в 2014 году в рамках публикаций материалов со стороны бывшего сотрудника Агентства по национальной безопасности США (АНБ) Эдварда Сноудена, сообщалось о том, что АНБ, в том числе, занимается перехватом партий компьютерных комплектующих и устанавливает в них устройства слежения. Речь идет о жестких дисках, интернет-роутерах, а также других комплектующих, которые производят такие компании как Cisco, Dell, Western Digital, Seagate, Maxtor, Samsung и Huawei. Информацию об этом со ссылкой на внутренние документы АНБ, предоставленные Сноуденом, в частности, сообщили издания Guardian и Spiegel.
Появление этой информации, а также целого ряда других публикаций о шпионской деятельности США подорвало доверие многих пользователей к тому, насколько безопасным может быть хранение и доступ к личной информации со стороны IT-компаний.
Помимо внедрения различных "закладок" в виде физических устройств слежения и программного обеспечения США и Израиль также занимаются кибератаками в отношении различных стран. По данным New York Times, в 2017 году спецслужбы Израиля взломали внутреннюю сеть российской компании "Лаборатория Касперского". Как утверждалось, российская компания якобы похитила у одного из сотрудника АНБ некие секретные документы, израильские власти якобы предупредили США об этом. В NYT отметили, что при взломе сети "Лаборатории Касперского" применялась вредоносная программа, схожая с Duqu. Данный вирус, по ряду оценок, стал развитием вредоносной программы Stuxnet, которую спецслужбы США и Израиля совместно применили в 2009 году с целью нанесения ущерба инфраструктуре ядерного комплекса в Натанзе и срыва ядерной программы Ирана. Данный акт кибертерроризма со стороны США и Израиля против Ирана стал неформально известен как "Олимпийские игры".
В январе 2024 года голландские СМИ со ссылкой на издание Volkskrant опубликовали подробности данного инцидента, сообщив о том, что в операции также участвовали спецслужбы Нидерландов. Было отмечено, что завербованный ими голландский инженер Эрик ван Саббен проник на объект в Натанзе и внедрил вредоносное ПО в компьютерную сеть комплекса в Натанзе.
Эти и ряд других примеров подтверждают тот факт, что Израиль уже давно использует информационные технологии в рамках своей подрывной деятельности в отношении других стран. Израиль ведет войну со своими противниками любыми доступными ему средствами. Однако подобная логика о том, что "войне все средства хороши" открывает потенциально опасные двери.
Массовый теракт в Ливане в данном контексте является потенциально новым витком эскалации в применении методов кибертерроризма со стороны Израиля.
Подобные действия можно сравнить с обсуждением использования ядерного оружия. Когда страны говорят о недопустимости его применения и распространения – в Израиле продолжают придерживаться стратегии "ядерной неопределенности", официально отрицая факт наличия ЯО, но при этом угрожая его применением.
Министр наследия Израиля Амихай Элияху в ноябре 2023 года заявил о том, что "в Газе нет непричастных мирных жителей", добавив, что применение ядерного оружия против палестинцев в Газе "является одним из возможных вариантов". В январе 2024 года тот же чиновник кабинета министров правящей коалиции Нетаньяху вновь подтвердил свою позицию по этому вопросу.
С учетом подобных заявлений со стороны чиновников правительства Нетаньяху и все новых действий Израиля с применением методов кибертерроризма у многих обычных граждан – не только в Палестине, Ливане, Иране – но и в других различных странах могут возникнуть вопросы по поводу безопасности приобретения новых мобильных устройств связи. Подобными действиями израильские власти сами поднимают целый ряд вопросов.
Кого Израиль запишет в свои враги в дальнейшем? В какие устройства может быть заложена взрывчатка? Чем Израиль отличается от тех, кого сам обвиняет в терроризме?