Закат Volkswagen – "народный автомобиль" потерял обороты

Volkswagen Saxony - Works meeting

Немецкое автомобилестроение, как и промышленный сектор Европы в целом пребывают в кризисном положении, компании вынуждены закрывать производство в ЕС из-за нерентабельности.

В 2023 году топ-менеджмент Volkswagen уже заявлял о том, что планирует сократить затраты на 8,4 млрд евро в период с 2023 по 2026 год. В начале августа 2024 года в докладе корпорации было заявлено о том, что "принятых мер по сокращению затрат оказалось недостаточно" и "необходимо продолжить снижение фиксированных затрат". Ранее заявленные планы по снижению расходов были пересмотрены до еще более высокой цифры в 10 млрд евро.

В начале сентября в Volkswagen были вынуждены констатировать, что "европейская автомобильная промышленность находится в очень сложной и серьезной ситуации". В результате концерн оказался в ситуации, когда вопрос о закрытии части производств, в частности, заводов Volkswagen в Оснабрюке на северо-западе страны, а также в Дрездене, скорее всего, является уже решенным. Руководство концерна 2 сентября уже попыталось объяснить разъяренным сотрудникам необходимости закрытия предприятий. На пресс-конференции в штаб-квартире концерна в Вольфсбурге прозвучали заявления о том, что у Volkswagen’а "остался год, может быть два" для адаптации к условиям падения продаж автомобилей в Европе.

Почему "решительное сокращение затрат" в виде массовых увольнений сотрудников и закрытия производственных мощностей на территории Германии стали неизбежной реальностью для немецкой автомобильной промышленности?

За свою почти 90-летнюю историю немецкий "Народный автомобиль" никогда не закрывал сборочные линии на территории Германии, при этом в последний раз концерн сворачивал производство в 1988 году, приняв решение о закрытии завода в округе Уэстморленд американского штата Пенсильвания.

В Германии Volkswagen является одним из крупнейших работодателей, в самой компании работают около 295 тыс. человек. При этом сопоставимое количество сотрудников занято в смежных отраслях, поставляющих запчасти концерну.

Немецкие смежники уже ведут процесс массового сокращения персонала. В частности, в руководстве немецкого производителя автозапчастей ZF в конце июля 2024 года заявили о том, что к 2028 году уволят до 25% от своего текущего персонала в 54 тысячи сотрудников. Ряд других компаний в данном сегменте, в частности Continental AG, Bosch, Recaro, Thyssenkrupp Automotive Body Solutions, Flabeg Automotive в этом году также приступили к реализации планов по массовому сокращению сотрудников в ФРГ.

По многим оценкам, немецкие автопроизводители в целом серьезно недооценили темпы развития компаний Китая и слишком поздно начали развивать сегмент электромобилей. Компании ФРГ на глазах уступают позиции в КНР и на других рынках. По оценкам Dunne Insights, объем продаж автомобилей Volkswagen в Китае с 2017 года упал с 4 млн до уровня в 2,5 млн, который, как ожидается, будет показан по итогам 2024 года. Более того, китайские компании начинают отвоевывать у немецких автопроизводителей их долю рынка в самой Европе.

При этом, концерн Volkswagen до сих пор ощущает серьезные финансовые и репутационные потери из-за скандала с вредными выбросами автомобилей с дизельных двигателями, начавшегося в 2015 году. Общий объем затрат, которые компания понесла в ходе "Дизельгейта" в результате выплаты штрафов, судебных издержек, необходимости отзыва машин и замены оборудования, по ряду оценок, превысил 32 млрд евро.

Деиндустриализация Европы

Источник: worldmarketstudies.ru

Энергетический кризис, разразившийся в Европе в 2022 году из-за санкций против России после начала Специальной военной операции, для многих европейских компаний стал финальным аккордом, когда выяснилось, что "промышленность находится в очень сложной и серьезной ситуации".

Деиндустриализация Европы

Источник: worldmarketstudies.ru

Топ-менеджмент Volkswagen, вновь и вновь повторяющий про необходимость сокращения затрат компании, обозначает основную проблему немецких автопроизводителей и промышленности Европы: у ЕС нет собственной ресурсной базы. После перехода к враждебной политике по отношению к России с применением санкций и поставками оружия на Украину у Евросоюза больше нет доступа к дешевым энергоносителям, металлам и другому сырью для производства конкурентоспособной продукции.

Этот фактор будет и дальше подтачивать промышленность Европы, разрушая прежние иллюзии о возможности сохранения мирового лидерства немецкими автопроизводителями и другими европейскими компаниями.

Дополнительной проблемой для европейских компаний является то, что основные перспективы роста сосредоточены на развивающихся рынках Азии, а в самой Европе идет процесс размывания среднего класса, покупательная способность которого в лучшем случае стагнирует – не только из-за снижения доступных ему финансовых средств из-за роста потребительских цен.

В рамках постепенного распространения идеологии о снижении потребительских расходов под видом борьбы с глобальным потеплением и снижением выброса парниковых газов в последние годы все активнее продвигается идея о том, что в дальнейшем необходимо отказаться от владения собственными автомобилями. Основатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб вполне четко заявлял о том, что "сокращение количества частных автомобилей пойдет на благо планеты".  В этом свете Volkswagen и другие европейские автопроизводители выполняют вполне достойную миссию, снижая вредные выбросы за счет сокращения производства своей продукции.

Последние материалы

Ставка на военные стартапы: частный капитал США увеличивает финансирование военных инноваций в ЕС

Американские инвестфонды в 2024 году заметно повысили объем вложений в новые компании в сфере военных технологий. По итогам года инвестиции в оборонные стартапы Евросоюза прогнозируются на уровне в $1 млрд.

11:38, 8 октября 2024, вторник
Теневой капитал мировой экономики: основные лидеры по офшорам

В различных офшорных зонах мира накапливается все больший объем средств, при этом основной вклад в вывод средств в офшоры вносят развитые страны мира. 

13:49, 7 октября 2024, понедельник
Импортные пошлины ЕС на китайские электромобили: возобновление торговой войны

Решение Евросоюза по введению компенсационных импортных пошлин, скорее всего, повлечет за собой ответные действия со стороны КНР.

12:24, 5 октября 2024, суббота
Производство электромобилей в КНР: сохранение глобального лидерства при консолидации сектора

Гигантский рывок, которые автопроизводители Китая совершили в производстве, продажах и экспорте электромобилей в ближайшей перспективе, скорее всего, сменится более умеренными темпами развития отрасли на фоне сокращения субсидий внутри страны и ужесточения торговых барьеров на внешних рынках.

11:25, 4 октября 2024, пятница
Республика наносит ответный удар: Иран и Израиль на пороге войны

Прямой военный конфликт между двумя странами, угроза которого резко возросла в последние дни и недели, может привести к серьезным негативным последствиям для стран ближневосточного региона и мировой экономики в целом. 

11:36, 3 октября 2024, четверг
Проклятие Нетаньяху: война с Ливаном, давление на Иран и магистральный план США и Израиля по созданию нового торгового коридора

Израильские власти во главе с Беньямином Нетаньяху фактически ведут военную кампанию в отношении Ливана. При этом с трибуны ООН лидер Израиля попытался представить торговый коридор "Индия – Ближний Восток – Европа" как единственно возможный вариант экономического соединения Европы и Азии в обход Ирана и Турции. Проект также подрывает интересы Москвы и Пекина. 

14:29, 1 октября 2024, вторник
Не ждать у моря погоды – затраты на титан для ЕС и США должны продолжить расти


В условиях давления со стороны Запада российским компаниям стоит активнее реализовывать свою продукцию на внутреннем рынке страны и развивать сотрудничество с азиатскими потребителями. 

11:12, 1 октября 2024, вторник
В поисках нового нефтяного баланса – от спекуляций и игры на понижение к взаимодействию в формате БРИКС

Котировки нефти могут перейти к более низким значениям на фоне спекулятивной игры на ожиданиях увеличения добычи ОПЕК+ и Ливии. Основные производители и потребители сырья могут добиться более прозрачного ценообразования при активизации сотрудничества в БРИКС.

10:36, 29 сентября 2024, воскресенье
Партия сказала надо: Китай протестирует QE и расширяет меры господдержки экономики

КНР увеличивает спектр стимулирующих мер экономики, банковского сектора и ипотечного сегмента. В ЦБ страны запускают программы обратного выкупа акций, также планируется дополнительная эмиссия госдолга для субсидий потребителям. В руководстве страны отметили, что "в текущей экономической деятельности возникли новые ситуации и проблемы".

19:17, 27 сентября 2024, пятница
Бюджет России 2025–2027: приоритеты расставлены

В утвержденном проекте бюджета РФ на следующие три года обозначены основные направления расходов и источники их финансирования. Увеличение дефицита бюджета и показателя госдолга к ВВП, как ожидается, будут умеренными.

18:37, 26 сентября 2024, четверг
Наверх