Защищая наследие. Преемственность российских активов

Защищая наследие. Преемственность российских активов

На фоне агрессивных действий Запада по отношению государственным активам Российской Федерации сделали актуальным вопрос о защите зарубежного имущества страны. Но прежде чем что-то защищать, сначала необходимо идентифицировать собственность и заявить на нее свои права, что может столкнуться с серьезным противодействием со стороны Запада и Украины. Как Россия восстанавливает свои права на зарубежные активы? Кто осуществляет поиск этих активов? Чем грозит бездействие в этом вопросе? Подробнее читайте в новом исследовании Института изучения мировых рынков "Защищая наследие. Преемственность российских активов".

  • Рост напряженности между европейскими странами и Россией делает вновь актуальными вопросы защиты зарубежного имущества за рубежом. Ряд стран поднимает уже снятые с повестки дня претензии. 
  • Функции поиска, оформления и управления собственностью Российской Федерации за рубежом до последнего времени были распределены между МИД и одной из структур Управления делами президента РФ.
  • Переоформление собственности бывшего СССР в собственность РФ сопряжено со сложностями, которые вызваны противодействием Украины и некоторых других стран бывшего СССР.
  • Единого публичного реестра государственной собственности за границей не существует, что затрудняет оценку масштаба проблемы.
  • Несмотря на существующие сложности, работа над переоформлением зарубежной собственности продолжается. По самым оптимистичным оценкам, начиная с 2000 года в собственность России было переведено около 4 тыс. различных объектов.

Новые угрозы для имущества Российской Федерации за рубежом

После обострения внешнеполитической ситуации в 2022 году, проблема защиты собственности Российской Федерации за границей приобрела особую важность. 

В ноябре 2023 года правительство Чехии одобрило блокировку активов Госзагрансобственности в стране. По словам главы МИДа Чехии Яна Липавского имущество, принадлежащее российской организации и расположенное, преимущественно, в Праге и Карловых Варах, будет заблокировано в Земельном кадастре.

В апреле 2023 года суд Финляндии арестовал здание и участок Российского центра науки и культуры в Хельсинки, ранее принадлежавшие СССР. Кроме того под арест попали семь квартир для дипломатов стоимостью 200–300 тыс. евро. в марте 2023 года были заблокированы счета центра в банке Nordea. 

11 января 2023 года латвийский парламент утвердил законопроект, предусматривающий передачу культурно-делового центра (КДЦ) «Дом Москвы» в Риге в собственность государства. Посольство России назвало этот шаг правовым произволом и государственным грабежом. 21 декабря 2023 года представители латвийских силовых структур заняли здание КДЦ, установили пост охраны, описали имущество и технику в помещениях.

Старые имущественные претензии со стороны европейских стран, которые ранее считались урегулированными, также обретают вторую жизнь. 14 марта 2024 года Европарламент принял резолюцию, в которой обратился к российскому правительству с требованием Румынии оставшуюся часть национального достояния, которое было отправлено в Россию на хранение в 1916 и 1917 годах во время Первой мировой войны. Речь идет о 91,5 т чистого золота, предметах культуры и исторических архивах.Официальный представитель МИДа Мария Захарова в собственном телеграм-канале отметила, что советское правительство в 1935 году в качестве знака доброй воли направило в Бухарест 1436 т ценностей царских времен. Кроме того, СССР в 1949 году отказался от репараций номинальной стоимостью 300 млн долл.

Распоряжения Президента

Госзагрансобственность — одна из подведомственных структур Управления делами президента Российской Федерации — получит субсидию на поиск недвижимого имущества России за рубежом, включая собственность СССР и Российской империи. 

Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующее распоряжение 18 января 2024. Согласно постановлению от 2015 года, Управление делами президента и Министерство иностранных дел в пределах своей компетенции должны организовывать поиск, оформление и защиту заграничной недвижимости РФ. Но с 2021 года правила субсидирования были скорректированы, поиск такого имущества перестал быть основанием для выделения средств. Январский указ президента возвращает субсидии и назначает конкретное уполномоченное предприятие. В другом распоряжении от 18 января 2024 года президент РФ распорядился определить Госзагрансобственность как получателя бюджетной субсидии на возмещение расходов на содержание и эксплуатацию объектов федеральной недвижимости в других странах.

Согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2007 №447 в редакции, действующей с 29 июня 2022 года, объектом учета федерального имущества, в первую очередь, является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое федеральное имущество. Причем к нему относятся не только земельные участки, здания, сооружения, но и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимым вещам.

Текущее положение дел в сфере защиты собственности за рубежом

Сведения о федеральной собственности — и в России, и за рубежом — должны заноситься в Реестр федерального имущества, а затем в соответствии с приказом Минэкономразвития публиковаться в интернете на сайте Росимущества. Исключением являются данные о земле и недвижимости военных баз и космодромов, отнесенные к гостайне и охраняемые соответствующим законом. В ноябре 2015 года российские СМИ обратили внимание, что данные о загрансобственности нельзя обнаружить ни в публичном Реестре федерального имущества, ни на сайте Госзагрансобственности. 

В апреле 2023 года Минфин представил проект постановления Правительства, согласно которому планировалось создать реестр зарубежного имущества РФ, ведение которого выполняло бы требования закона о государственной тайне. Документ не продвинулся дальше этапа антикоррупционной экспертизы.  

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

В отчете Счетной палаты, в 2012 году проверявшей расходы бюджета на поиск зарубежного госимущества, говорится, что в реестре — 973 заграничных объекта: 166 земельных участков и 807 зданий и помещений, но сам реестр аудиторы не публиковали.

Отсутствие официальных публичных данных затрудняет оценку масштаба проблемы и доли активов бывших СССР и Российской империи, которые уже оформлены в собственность. 

Предыдущие попытки создания единого реестра зарубежной собственности

Ранее принимались попытки составить полный единый реестр российской зарубежной собственности 17 бывших советских министерств и ведомств. Попытка базировалась на постановлении Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 года № 1211 «Об инвентаризации собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом». Однако в связи с отсутствием необходимой информации об утерянных зарубежных объектах работа не была завершена.

Существующая в Росимуществе информационная база не отвечала требованиям действующих постановлений Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 года № 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» и от 3 июля 1998 года № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» и имела следующие недостатки:

  • отсутствует пообъектный учет федерального имущества, расположенного за рубежом, «позволяющий однозначно отличить» объект учета от других объектов; объектами учета реестра являются имущественные комплексы юридических лиц Российской Федерации;
  • данные информационной базы не содержат полных сведений об объектах учета федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом и не являются достоверными: объекты, принадлежащие на праве оперативного управления МИДу России, в учет внесены не полностью. 150 объектов в 43 странах мира, находящиеся на балансе Росзарубежцентра, в информационную базу не включены;
  • сведения о стоимостной оценке федерального имущества, расположенного за рубежом, являются устаревшими и значительно занижены: по данным на 1 января 2006 года на балансе МИДа России в 124 странах мира находится 2001 объект, балансовой стоимостью 2,5 млрд долларов США; на балансе Госзагрансобственности Управления делами Президента Российской Федерации — в 75 странах мира 964 объекта балансовой стоимостью 125,0 млн долларов.

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

Юридические основания мероприятий по защите имущества за рубежом

Последовательность действий по организации поиска и защиты имущественных прав Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, находящегося за рубежом, предусмотрена административными регламентами Управления делами:

  • по исполнению государственной функции «Организация и проведение работы, связанной с поиском находящегося за рубежом имущества бывшей Российской империи и бывшего Союза ССР», утвержденным приказом от 6 июня 2007 года;
  • по исполнению государственной функции «Защита и надлежащее оформление права собственности Российской Федерации на находящееся за рубежом имущество бывшей Российской империи и бывшего СССР, в том числе его органов и организаций, упраздненных федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций Российской Федерации, а также оперативное управление этим имуществом», утвержденным приказом от 6 июня 2007 года.

В соответствии с административными регламентами осуществление государственных функций по поиску имущества возложено на Управление делами во взаимодействии с МИД России и его загранучреждениями, а по защите и надлежащему оформлению прав Российской Федерации на него - на Управление делами и МИД России. 

Госзагрансобственность, наряду со структурными подразделениями Управления делами, также является ответственным за осуществление поиска неучтенного и утерянного имущества, на которое имеет право претендовать Российская Федерация, а также за осуществление защиты и юридического оформления прав собственности Российской Федерации на найденное имущество. 

Для защиты имущественных интересов Российской Федерации административным регламентом предусмотрено использование как мер дипломатического порядка (консультации, переговоры, направление нот), так и правовых мер в национальных и международных судах с привлечением российских и иностранных адвокатов. Предусмотрено также использование возможностей урегулирования имущественных проблем в рамках действующих двусторонних межправительственных комиссий и государственных делегаций. 

Поиск имущества за рубежом

По информации, представленной ФГУП «Госзагрансобственность» в ходе подготовки отчета Счетной Палаты 2012 года, основные поисковые мероприятия были проведены в период 2001-2004 годов в различных архивах: Государственном архиве Российской Федерации, архивах Минэкономразвития России, внешней политики МИД России, Минобороны России, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Минатома России, Центрального банка Российской Федерации, Минкультуры России, Минфина России, Государственного комитета по науке и технологиям, Главном архивном управлении г. Москвы. Целью работы являлись установление и систематизация обнаруженных архивных документов для выявления сведений об утраченном зарубежном имуществе Российской империи и СССР, установления фактов утраты государственной и ведомственной принадлежности зарубежных активов, а также доказательства неправомерного отчуждения имущества вследствие допущенных нарушений законодательства при проведении приватизации многочисленных внешнеторговых объединений бывшего СССР и Российской Федерации.


Объекты поиска были разделены на 2 основных направления:

  • имущество бывшего СССР (перешедшее в собственность бывшего СССР по репарациям после Второй мировой войны, числившееся на балансе министерств и ведомств, внешнеторговых объединений бывшего СССР и их дочерних компаний, недвижимость, приобретенная для внешнеторговых объединений и акционерных обществ бывшим СССР, недвижимое имущество за рубежом дочерних компаний внешнеторговых объединений СССР, приобретенное за счет бюджетных средств);
  • имущество бывшей Российской империи (недвижимое имущество бывшей Российской империи и золото бывшей Российской империи).

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

По результатам проведенной поисковой работы в части имущества бывшего СССР установлено, что в собственность бывшего СССР по репарациям после Второй мировой войны принято более 1500 предприятий и около 2000 объектов недвижимого имущества, а также акций, паев и долей в акционерных и других обществах Германии, Болгарии, Румынии и Финляндии. Часть объектов недвижимости передана на баланс МИД СССР и других министерств и ведомств. На момент составления отчета Счетной Палаты оставался неурегулированным вопрос о выплате репараций Италией в сумме 100,0 млн долларов (по номиналу 1946 года) в соответствии с Соглашением между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о выплате Советскому Союзу репараций от 11 декабря 1948 года.

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

В части недвижимого имущества, числившегося на балансе Министерства внешней торговли СССР (Министерство внешнеэкономических связей), выявлены 19 объектов недвижимого имущества Российской империи и бывшего СССР в Китае, переданных на ответственное хранение в 1950-1960 годах. 

Кроме того, были выявлены 20 объектов недвижимости, включая недвижимое имущество, числившихся на балансе внешнеторговых объединений бывшего СССР и их дочерних компаний (здания технических центров), а также жилые дома для специалистов технических центров в Болгарии, Германии, Чехии, Словакии и других странах, строительство которых предусматривалось двусторонними межправительственными соглашениями, заключенными в 70-х годах, и в соответствии с которыми недвижимое имущество и земельные участки, предоставленные под строительство, являлись собственностью СССР.

Изучение архивных документов о деятельности таких крупных компаний, как ОАО «Совфрахт» и ФГУП В/О «Станкоимпорт» показало, что приватизация в 1992 году и продажа зарубежных активов ОАО «Совфрахт» в 2004 году осуществлены с нарушениями действовавшего законодательства, чем нанесен ущерб, по предварительной экспертной оценке, в сумме около 900 млн рублей.


Защита имущества за рубежом

Судебная защита

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

МИД России в рамках судебного процесса по иску иранских физических лиц осуществлялись мероприятия по защите имущественных прав Российской Федерации на объекты недвижимости бывших консульств и вице-консульств России в Иране, которые использовались дипломатическими представительствами России на основании договора с Ираном от 1921 года.

В 2010 и 2011 годах Посольством Российской Федерации в Израиле осуществлялась защита интересов Российской Федерации в окружном суде  Иерусалима в отношении земельного участка по улице Кинг Джордж, на котором организована автомобильная парковка, в связи с чем имеются претензии местных властей в части уплаты налога на указанное имущество.

В Румынии с 2010 по 2012 год велась работа по защите прав собственности Российской Федерации на 4 объекта недвижимости, находящиеся в Бухаресте. Решением Апелляционного суда Бухареста от 14 июля 2011 года мэрии Бухареста, оспаривавшей право собственности Российской Федерации на 2 из 4 объектов недвижимости, было отказано в удовлетворении исковой жалобы в окончательной и не подлежащей обжалованию форме.

В Венгрии проводилась работа по поэтапному закреплению прав собственности Российской Федерации на здание бывшего Советского Дунайского государственного пароходства, расположенного по адресу: г. Будапешт, Площадь 15-го Марта, 1.

Внесудебная защита

ФГУП «Госзагрансобственность» и Управлением делами во внесудебном порядке в периоде 2010-2012 годов велась следующая работа по защите имущественных интересов Российской Федерации.

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

В рамках дела по иску Ф. Зедельмайера к Российской Федерации в судах общей юрисдикции на территории Германии и Швеции ведется работа по защите интересов Российской Федерации на объекты недвижимости, в отношении которых ведется исполнительное производство (недвижимость в Кельне и служебно-жилое здание Торгового представительства Российской Федерации в Стокгольме).

Управлением делами обеспечивалось участие в судебных процессах по иску «Манаута и другие против Посольства Российской Федерации в Аргентине», поданному в 1991 году тремя аргентинскими гражданами, бывшими сотрудниками отдела печати Посольства СССР в Аргентине, требовавшими возмещения в полном объеме суммы социального и страхового обеспечения, не выплаченной им при увольнении, а также компенсации связанного с этим морального ущерба. Первоначальная сумма иска, составлявшая 79,2 тыс. долларов США с учетом ежемесячного начисления процентов (в размере 1,55 % от основной суммы долга), к 2012 году возросла до 572,4 тыс. долларов. В обеспечение исковых требований был наложен арест на здание представительства ФГУП РАМИ «РИА Новости», расположенное по адресу: г. Буэнос-Айрес, 19 ул. Анасагасти, 2031, которое в январе 2009 года от ФГУП РАМИ «РИА Новости» передано в хозяйственное ведение ФГУП «Госзагрансобственность». В результате мер, предпринятых Управлением делами, путем переговоров с истцами требуемая сумма была снижена до 184,2 тыс. долларов США и выплачена в 2012 году в сумме 6,32 млн. рублей (197,6 тыс. долларов США с учетом услуг эксперта-бухгалтера, привлеченного судом).

В рамках судебного разбирательства с индийской компанией «Video Vision Corporation» проведена работа по защите от возможного ареста объекта федерального недвижимого имущества, расположенного в Индии. Процесс завершен подписанием мирового соглашения и выплатой 7,241 млн рублей (11,9 млн индийских рупий).

В 2011-2012 годах Предприятием проведена работа в судах апелляционной инстанции по защите имущественных прав Российской Федерации на Свято- Николаевский собор в Ницце (Франция), а также по юридическому сопровождению вступления российской стороны во владение собором.


С привлечением адвокатов проведена работа по освобождению помещений комплекса «Сергиевское подворье» от незаконно занимающего помещения арендатора - Общества защиты природы Израиля, с которым подписано мировое соглашение.

Юридическая защита прав собственности

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

ФГУП «Госзагрансобственность» осуществляло мероприятия по юридической защите имущественных прав Российской Федерации:

  • на земельный участок в Иерихоне (Палестинская национальная администрация);
  • на объекты, находящиеся на территории Индии (активы ОАО «Совфрахт»);
  • на объекты недвижимости, незаконно приобретенные предприятием «Геологоразведка» (Монголия);
  • на объекты недвижимого имущества, расположенные в Будапеште, в целях их изъятия из незаконного владения иностранными компаниями (Венгрия);
  • на здание технического центра, принадлежавшее ранее В/О «Станкоимпорт», а также на жилые здания по ул. Бобровецкая, 2Б, и служебное здание по ул. Шуха, 8 в Варшаве, Польша;
  • на земельный участок на острове Бююкада (Принцевы острова в Мраморном море, Турция);
  • на собственность, расположенную в Чехии, в целях сохранения прав Российской Федерации при изменившихся требованиях чешского законодательства;
  • по итогам переговоров с латвийской стороной о признании за Российской Федерацией прав собственности на комплекс зданий и сооружений санатория «Янтарный берег» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2439-р 30 января 2012 года в Москве подписано соответствующее Межправительственное соглашение «Об условиях предоставления объектов недвижимого имущества в г. Москве и г. Юрмале». 

МИД России в 2010-2012 годах осуществлена перерегистрация прав собственности Российской Федерации на комплекс зданий посольств Российской Федерации в Германии и на Кубе.

Проведена работа по оформлению документов на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории 5 государств (Украина, Чехия, Португалия, Финляндия и Словакия).

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

ФГУП «Госзагрансобственность» проведена работа по оформлению прав собственности Российской Федерации в отношении 35 объектов федерального недвижимого имущества и найденного недвижимого имущества бывшей Российской империи, бывшего СССР и Российской Федерации, расположенных в 15 странах: Австрии, Болгарии, Индонезии, Иордании, Ирландии, Колумбии, Конго, Латвии, Монголии, Норвегии, Перу, Португалии, Финляндии, Франции и Эфиопии. Из 35 объектов права собственности Российской Федерации оформлены на 27 объектов, находящихся на территории 10 государств. По оставшимся 8 объектам, находящимся на территории Индонезии, Иордании, Конго, Латвии и Монголии, работа по состоянию на 2012 год не завершена.

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

По информации, представленной МИД России в ходе проведения проверки, в Реестре госсобственности за рубежом содержатся сведения о 1139 объектах, закрепленных за МИД России на праве оперативного управления, в том числе:

  • 198 земельных участков общей площадью 2038,3 кв. м;
  • 941 здание, сооружение и помещение общей площадью 897591,71 кв. метра.

При этом в 2010 году в Реестр были внесены сведения о 779 объектах, в 2011 году - о 345 объектах.

Работа по оформлению (переоформлению) прав собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, закрепленные за МИД России на праве оперативного управлении, находящиеся за рубежом, в основном завершена. Исключение составляют объекты, находящиеся на территории 10 иностранных государств. Так, полностью не перерегистрирована недвижимость в 2 странах (Иран, Япония) и частично в 8 иностранных государствах (Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Польша, Румыния, Франция, Германия).

По состоянию на конец 2012 года в процессе работы находились документы по объектам недвижимости 9 загранучреждений МИД России (Боливия, Грузия, Замбия, Индия, Украина, Сенегал, Швейцария, Афганистан, Намибия). Не представлены для учета в Реестре документы на объекты федерального недвижимого имущества Посольства Российской Федерации в Республике Чад.

Претензии постсоветских стран на заграничное имущество СССР

Союзные республики-субъекты СССР начали определять параметры своего будущего еще до официального распада Союза ССР. И первой решаемой ими проблемой стала проблема долгов Советского Союза иностранным кредиторам.

28 октября 1991 года был подписан, а 21 ноября того же года вступил в силу Меморандум о взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам Союза ССР и его правопреемников, принятый представителями СССР и республик после проведения консультаций со странами «большой семерки». Стороны Меморандума согласились, что, учитывая происходящие изменения государственных структур, а также их нынешние экономические и финансовые трудности, необходимо конкретизировать и подтвердить их иностранным кредиторам свою коллективную позицию в отношении обязательств по платежам, возникающих по долгу иностранным кредиторам СССР и его правопреемников. Стороны признали себя солидарными содолжниками по долгам, взятым правительством СССР или другими законным образом уполномоченными юридическими лицами у иностранных кредиторов, не оплаченным на дату Меморандума. Но Меморандум не решал многих конкретных вопросов погашения долга СССР, не содержал и механизма правопреемства внешнего государственного долга. Этой цели послужил Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года. 

Активы СССР были определены как движимая и недвижимая государственная собственность СССР за рубежом, золотовалютные фонды и резервы СССР, инвестиции за рубежом, а также любые финансовые обязательства в отношении СССР другого государства, международной организации или любого иного иностранного дебитора. 

Статья 3 Договора фиксирует соотношение долгов и активов СССР в плане их правопреемства, закрепляя принцип «справедливый долей»: при выполнении сторонами обязательств по погашению и обслуживанию внешнего долга СССР в долях, предусмотренных Договором, им гарантируется право собственности на причитающуюся долю активов Союза. 

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

Доли каждого из участников договора были определены на основании единого агрегированного показателя, рассчитанного на основе факторного анализа. В основу расчетов были положены четыре показателя: доли республик в экспорте, импорте, произведенном национальном доходе и численности населения СССР за 1986 - 1990 годы.

В статье 4 были прописаны доли каждого государства.

Позднее этот показатель был применен в Соглашении о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом от 6 июля 1992 года. Это свидетельствует о том, что союзные республики изначально руководствовались концепцией правопреемства. Их представители считали, что становятся правопреемниками СССР. Соглашение о дополнениях к Договору от 13 марта 1992 года придало документу международно-правовой характер. Этим Соглашением бывшие союзные республики, став суверенными государствами, признали юридическую силу Меморандума и Договора от 4 декабря 1991 года.

Но почти одновременно с концепцией правопреемства была выдвинута другая — об особой роли России на постсоветском пространстве, ее продолжении международной личности бывшего СССР, то есть концепция континуитета. В решении Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 года было заявлено, что государства-члены Содружества поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. Европейское сообщество приняло к сведению это решение СНГ (заявление «двенадцати» от 23 декабря 1991 года) и согласилось с тем, что международные права и обязательства бывшего Союза ССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией. Так Россия автоматически была признана продолжателем членства СССР в ООН, органах и организациях ее системы. Такой подход был продиктован практическими соображениями. Иначе Российской Федерации пришлось бы пройти процедуру формального вступления в ООН, которая в условиях прекращения существования СССР как одного из постоянных членов Совета Безопасности могла очень усложниться.

Однако Россия в реализации концепции континуитета пошла дальше и в одностороннем порядке 13 января 1992 года нотой МИД объявила, что продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР. Обосновывалось это тем, что только она в силу геополитических, экономических и правовых обстоятельств реально могла нести обязательства бывшего Союза. Однако члены СНГ вероятно игнорировали эту позицию России, ибо судьбы международных договоров бывшего СССР, зарубежной собственности, архивов, зарубежных долгов начали решать в 1992 году по правилам правопреемства в соответствии с упомянутыми соглашениями стран-членов СНГ.

Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года оказался трудновыполнимым по нескольким причинам. Во-первых, его не подписали государства Прибалтики, Азербайджан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан. Во-вторых, экономическая ситуация после распада СССР не позволяла бывшим союзным республикам платить по долгам Союза. Исправно свою часть долга выплачивала только Россия. Поэтому было решено пойти на «нулевой вариант»: правопреемники бывшего СССР стали передавать свои доли в обслуживании и погашении внешнего государственного долга последнего в обмен на причитающиеся им активы, включая зарубежную собственность бывшего Союза. Процесс этот проходил главным образом в течение 1992 года и его результаты были отражены в Указе Президента РФ «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» от 8 февраля 1993 года. Дольше всех с «нулевым вариантом» не хотели соглашаться Азербайджан и Украина. Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР было подписано только 7 сентября 1993 года, а вступило в силу после ратификации 5 декабря 1996 года. Аналогичное соглашение между Российской Федерацией и Украиной было подписано еще позднее — 9 декабря 1994 года и до сих пор не ратифицировано Радой. Более того, Украина пытается претендовать на часть собственности СССР в 36 странах, ссылаясь на то, что Киев так не согласился с передачей причитающейся по договору 1991 года 16% активов бывшего СССР.

Стоит отметить, что впервые Российская Федерация без оговорок была названа правопреемником и правопродолжателем российской государственности, РСФСР и СССР лишь в законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 года, где в преамбуле институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета).


Примечательные активы Российской Федерации за рубежом

Скала в Швейцарии

В Швейцарии вблизи деревни Андерматт рядом с Чертовым мостом в скале вырублен крест в память о помощи русских войск под командованием Суворова. Сама скала, в которой высечен этот 12-метровый крест, небольшая площадка перед ней и ведущая к памятнику дорожка принадлежат России. Их безвозмездно уступила община Урзерна в 1898 году для сооружения мемориала.

Шпицберген

Это государственная территория Норвегии, но с общим экономическим ее использованием лицами и других государств-участников Шпицбергенского трактата 1920 года. К настоящему времени участниками договора являются более 50 государств, но активно поддерживают свое присутствие Норвегия и Россия. В частности, российским гражданам сюда виза не нужна. Гострест «Арктикуголь» ведет добычу угля на архипелаге и является собственником четырех участков с 1932 года. 

Рим 

Одно из крупнейших зарубежных владений РФ — вилла Абамелек в Риме площадью 33,8 гектаров. Под ней проходит железнодорожная ветка, которая связывает Ватикан с остальной сетью дорог Италии. В начале 20 века несколькими лотами имение выкупил промышленник Семена Абамелек-Лазаревев. Владелец умер в 1916 году, и вилла перешла его жене Марии (из рода Демидовых). С 1923 года советские власти пытались отсудить у нее поместье, но неудачно. В итоге вилла окончательно перешла в собственность СССР уже после войны. С 1947 года она используется как резиденция сначала советского, а затем и российского посла.

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

Палестина

В 2008 году к России вернулись три участка в Иерихоне, которые приобрели в конце XIX века русские священнослужители. Главным приобретением стал музейно-парковый комплекс «Аль-Мадраса Ваззукума», на территории которого располагается христианская святыня — библейское дерево смоковница Закхея. По преданию, под этим деревом произошла встреча Иисуса Христа и мытаря Закхея, описанная в Евангелии от Луки. Комплекс состоит из трех основных компонентов: музейной экспозиции, мемориального парка и мест, где проводились археологические раскопки в 1883–1884, 1891 и 2010 годах. В ходе раскопок был обнаружен комплекс византийских построек, в частности уникальные многоцветные мозаики и множество монет возрастом от II века.

Израиль

По указу Николая I в 1847 году в Иерусалиме была создана Русская духовная миссия, которая должна была принимать и размещать паломников из России. Миссия имела право приобретать земельные участки и вести строительство на Святой земле. В результате появился целый русский район в центре Иерусалима — Русское подворье площадью 68 тыс. м².


Это был комплекс зданий, включавший собор, больницу, консульство, мужское и женское подворье, в котором размещали паломников из России. Со временем присутствие русских в этой местности становилось все значительнее: к 1917 году Российской империи, Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО) и Русской духовной миссии принадлежали 70 объектов. Многие постройки целы и сегодня, однако не все из них принадлежат РФ: в 1964 году Хрущев продал большую часть зданий, получив в качестве платы от Израиля апельсины и текстиль (эта сделка названа историками Апельсиновой).


Некоторые объекты удалось вернуть. В частности, в 2008 году российским стало Сергиевское подворье: в прошлом здесь находилось управление всеми подворьями, школами и больницами ИППО в Сирии и Палестине, а также русская баня, где ежедневно мылись несколько сотен паломников, прачечная, сувенирная и продуктовая лавка, трапезная, паломническая гостиница уровня европейских дореволюционных отелей. До 2011 года в здании располагалось министерство сельского хозяйства Израиля, до 2012 года — природоохранное общество. 

Бари, Италия

С 2009 года в собственности России находится Русское подворье в итальянском городе Бари. На территории располагаются церковные здания, балансовая стоимость которых оценивается в реестре в 342,85 млн рублей. Церковь Николая Чудотворца была построена в 1917 году по проекту архитектора Алексея Щусева для приема многочисленных русских паломников и для постоянной молитвы о России у гробницы святителя Николая Чудотворца. Мощи святого хранятся в местной базилике с 1087 года.

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

Набережная Бранли, Париж, Франция

В 2010 году Россия в ходе тендера выкупила участок земли на левом берегу Сены на набережной Бранли в Париже, поблизости от Эйфелевой башни. На землю претендовали также Канада и Саудовская Аравия. Россия заплатила 2,44 млрд рублей. На этом участке площадью 4245 м² были построены православный храм, культурный и духовный центр. Строительство было поручено известному французскому архитектору Жан-Мишелю Вильмотту, в разработке проекта принимал личное участие патриарх Кирилл. В ходе строительства было снесено здание метеорологической службы Франции.

Ницца

Начатая в 2005 году МИД России работа по восстановлению прав собственности Российской Федерации на Свято-Николаевский собор в Ницце (Франция) с 2011 года продолжена Управлением делами. Решением суда Ниццы от 20 января 2010 года (оставленного без изменения постановлением Апелляционного суда Экс-ан-Прованс от 19 мая 2011 года) Российская Федерация признана собственником имущества комплекса Свято-Николаевского собора, ранее принадлежавшего Российской империи. 


Золото Российской империи за рубежом

Около двух третей золотого запаса Российской Империи оказалось к концу Первой мировой войны за рубежом. Преимущественно, в Японии, Франции и Англии, США, Швеции и Чехии. Оно было перевезено в качестве обеспечения по кредитам и контрактам на закупки оружия. К концу Гражданской войны был утрачен практически весь золотой запас. По данным Международной экспертной группы Владлена Сироткина, в общей сложности было вывезено 3,6 тыс. т драгоценного металла преимущественно в виде слитков и золотых рублей. 

Преемственность российских активов

Источник: worldmarketstudies.ru

Октябрь 1914 года:  золото в слитках на сумму 75,12 млн золотых рублей было отправлено из Мурманска в Ливерпуль на транспорте «Мантуа». По условиям конвенции остаток золота возвращается, но документов о возвращении историки не обнаружили.

Декабрь 1915 года — ноябрь 1916 года: в рамках антанто-русской финансовой конвенции и русско-японской транспортной конвенции золото на сумму 40 млн фунтов стерлингов было тремя эшелонами перевезено через Сибирь, далее через Тихий океан на японских судах в США как залог для закупок оружия.

Январь 1916 года: для финансирования строительства порохового завода концерна «Дюпон Кемикал» в Коннектикуте было передано золото на сумму 2,5 млрд долларов. 

Сентябрь 1916 года: отправка ценных бумаг на закупку оружия на сумму 70 млн золотых иен на основании русско-японской финансовой конвенции от 4 сентября, подписанной послом в Токио и председателем консорциума из 16 японских банков.

Январь — февраль 1917 года: Золото в слитках и монетах на сумму 187 млн золотых рублей было направлено в США и Англию на закупки оружия. Эшелон захвачен Японией и вывезен в порт Майдзури на крейсерах «Касима» и «Катори».

11 октября 1917 года: 4,85 млн золотых рублей в слитках для покупки оружия для Временного правительства по русско-шведской финансовой конвенции с Риксбанком.

10 и 30 сентября 1918 года: Золото на сумму 122,8 млн золотых рублей передано в Берлин на основании русско-германского соглашения от 27 августа в качестве контрибуции за Брест-Литовский мир. 1 декабря 1918 года было вывезено в Париж на «временное хранение» по германо-бельгийско-немецкой конвенции 

7 октября 1919 года: Золото в слитках и монетах за 20 млн иен по соглашению между колчаковским уполномоченным Никольским и управляющим Владивостокским отделением Госбанка России Щекиным с представителями «Иокогамского валютного банка» и «Корейского банка» отправлено в Японию для закупок оружия для армии Колчака.

16 октября 1919 года: Второй транш золота на сумму 30 млн иен на покупку оружия для армии Колчака.

29-30 января 1920 года: Остатки казны армии Колчака, около 55 млн золотых рублей вывезены генералом Розановым из Владивостокского отделения Госбанка в Японию на крейсере «Хидзэн». 


Выводы

  • Попытки предъявлять старые претензии со стороны западных стран активизируются по мере ухудшения дипломатических отношений. Работа по систематизации и придания нового импульса спорным вопросам вновь становится актуальной. 
  • Возобновление субсидий Госзагрансобственности на поиск и юридическую защиту собственности бывших СССР и Российской Империи расширят возможности этой организации.
  • Основная масса работы по оформлению в собственность Российской Федерации объектов недвижимости бывшего СССР и Российской империи пришлась на вторую половину нулевых и начало десятых годов 21 века, после того, как Россия полностью рассчиталась по долгам перед странами, входящими в Парижский клуб кредиторов.
  • Украина продолжает блокировать переоформление активов, ссылаясь на то, что договор о «нулевом варианте» так и не был ратифицирован Радой.
  • Обострение внешнеполитической ситуации после 2022 года вновь делает проблему защиты собственности Российской Федерации крайне актуальной.

Последние материалы

21:41, 20 декабря 2024, пятница
Приостановка повышения ставки: в ЦБ признали риски для экономики

Решение руководства Банка России сохранить ставки на прежнем уровне стало неожиданностью для фондового рынка РФ. Несмотря на продолжение роста инфляции и жесткую риторику регулятора с момента последнего заседания, в ЦБ фактически признали, что больше не могут игнорировать негативные сигналы о замедлении экономики. 

21:56, 19 декабря 2024, четверг
Трамп против ФРС: от неприязни к конфликту?

Первые годы второго президентского срока Трампа могут пройти под знаком противостояния с руководством Федеральной резервной системы США из-за разногласий по монетарной политике. Открытый конфликт и публичная критика главы ФРС будут свидетельствовать об определенном расколе в руководстве страны.

18:55, 19 декабря 2024, четверг
Отключения света в Германии: плохая погода для "энергоперехода"

Для ФРГ становятся нормой периодические отключения электричества, несмотря на общее снижение энергопотребления. Власти Германии обвиняют Россию в "гибридных атаках", сделав при этом немецкую экономику зависимой от погоды.  

18:51, 19 декабря 2024, четверг
Ослабление валют БРИКС к доллару: внутренние факторы, внешнее давление

Котировки национальных валют многих государств объединения за последнее время понесли определенные потери по отношению к доллару, в 2025 году сохраняются риски продолжения данной тенденции. 

18:47, 19 декабря 2024, четверг
Закат Европы: обострение проблем Старого Света в первой четверти XXI века

Потеря позиций европейскими странами и компаниями в мировой экономике и на фондовых рынках может оказаться необратимой на фоне дальнейшего развития Китая и других развивающихся стран,  а также очередного ужесточения торгово-экономической политики США. 

11:08, 16 декабря 2024, понедельник
Долгосрочная сделка "Роснефти" и Reliance – РФ и Индия укрепляют нефтяные связи

Индия стремится получить гарантированный доступ к российской нефти по фиксированной цене для минимизации рисков волатильности в ближайшие годы.

10:51, 16 декабря 2024, понедельник
Милитаризация Европы: рост военных бюджетов и заказов

Страны ЕС продолжают увеличивать расходы в военной сфере, европейские оборонные компании сообщают об увеличении заказов и прибылей.

14:28, 13 декабря 2024, пятница
Обострение торгового давления США – как ответит Китай?

Власти КНР отреагируют более агрессивным образом в отношении США в случае введения новых импортных пошлин со стороны американских властей – в отличие от первого президентского срока Дональда Трампа. 

12:11, 13 декабря 2024, пятница
Россия – Пакистан: перспективы сотрудничества с акцентом на взаимодействии РФ с Глобальным Югом

Ряд направлений сотрудничества между Россией и Пакистаном являются перспективными как в плане потенциального улучшения экономических, так и внешнеполитических связей между двумя странами.

10:05, 12 декабря 2024, четверг
Финансовые рынки могут не справиться с ростом госдолгов – мировым ЦБ придется возобновить QE?

Выполнение планов по увеличению государственных заимствований в США и ряде других стран грозит дестабилизацией финансовых рынков, которые могут "не переварить" новый объем госдолга без поддержки центральных банков.

Наверх