"Большая двадцатка" – все еще платформа для диалога или реликт уходящей эпохи?

G20 Summit - Rio De Janeiro

В период, когда процессы глобализации уступили место формированию региональных альянсов и намечается раскол между развитыми и развивающимися странами, формат G20 превращается не более чем в "совместное фото на память".

Текст итоговой декларации саммита G20 в Бразилии из 85 пунктов во многом напоминает очередное коммюнике ООН с заявлениями о необходимости борьбы с голодом и призывами к "миру во всем мире".

"Мы подтверждаем роль G20 в качестве основного форума для международного экономического сотрудничества". "Мы продолжим продвигать сильные, устойчивый, сбалансированный и инклюзивный экономический рост".

Девиз саммита "Двадцатки" в Бразилии – "Создавая справедливый мир и устойчивую планету" –скорее подходит для названия научно-фантастической утопии, чем для отражения реальности текущей ситуации в мире.

Отдельные развивающиеся страны, в частности, Бразилия и Египет, в рамках саммита договорились об укреплении экономического сотрудничества. 

Но между развитыми странами и развивающимися государствами в целом усиливаются антагонистические тенденции. Страны G7 фактически продолжают вести финансово-экономическую войну против России. Между ЕС и Китаем возобновилась торговая война с введением взаимных торговых пошлин. В январе 2025 года место президента Джозефа Байдена, представлявшего США на форуме в качестве "хромой утки", займет Дональд Трамп, который в очередной раз покажет, что значит "справедливый мир" по его версии. В данном контексте стоит напомнить, как была сформирована "Двадцатка" 25 лет назад. 

Первая встреча G20 

Формально "Большая двадцатка" была создана в 1999 году, первая встреча министров финансов и глав центробанков стран G20 прошло 15–16 декабря 1999 года в Берлине.

Председателем встречи, в которой приняли 9 развитых стран и 10 развивающихся – США, Великобритания, Германия, Канада, Австралия, Италия, Франция, Япония, Южная Корея + Аргентина, Бразилия, Россия, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, Турция, ЮАР – стал министр финансов Канады Пол Мартин, организатором выступил министр финансов ФРГ Ханс Айхель. Двадцатым участником встречи стали представители ЕС. Начиная с 2023 года, в форумах "Двадцатки" стали участвовать представители Африканского союза. 

Изначально G20 создавалась в качестве международной организацией с исключительно экономическими целями на основе западной экономической повестки. Об этом говорится в самом тексте первого коммюнике организации:

"G20 создана для того, чтобы создать новый механизм для неформального диалога в рамках Бреттон-Вудской институциональной системы, чтобы расширить обсуждения по ключевым вопросам экономики и финансов среди системно значимых стран и продвигать сотрудничество для достижения стабильного и устойчивого экономического роста, который приносит выгоду всем".

В коммюнике также отмечены западные механизмы и институты, значимость и роль которых признали участники G20: Всемирная торговая организация, Всемирный банк и Международный валютный фонд.

У сомнительных истоков G20 – G2 под прикрытием "Двадцатки"

"Большая двадцатка" была создана на основе G7, при этом процесс создания G20 в 1999 году был непубличным. Де-факто расширение формата от "Семерки" к "Двадцатке" было призвано помочь сохранению значимости G7 на мировой арене – когда уже вполне явно формировались тенденции по демографии и экономике не в пользу западных стран. 

Эффективность формата G20 в долгосрочной перспективе и сомнительные критерии изначального включения стран  подчеркивали сами западные эксперты. 

Профессор глобальной политической экономии Лондонской школы экономики Роберт Уэйд в своей статье "От глобальных дисбалансов к глобальной реорганизации" в 2009 году отметил: 

"Несомненно, что миру необходима неформальная организация, которая собирает вместе министров финансов на регулярной основе, несколько раз в год. Также несомненно, что расширение до G20 – это серьезное улучшение формата G7. Но в долгосрочной перспективе жизнеспособность формата G20 является довольно неопределенной".

Он также добавил, что формат G20 "слишком большой, чтобы быть эффективным". При этом Уэйд подчеркнул, что процесс выбора стран, которые вошли в G20, "был сомнительного характера, что характерно для стран G7": 

"Страны [вошедшие в G20] были выбраны в 1999 году Тимоти Гайтнером из министерства финансов США в телефонном разговоре с его коллегой из министерства финансов Германии Кайо Кохом-Везером. Гайтнер и Кох-Везер прошлись по списку стран со словами, Канаду включаем, Испанию – нет, Южную Африку включаем, Нигерию и Египет – нет, и так далее. Затем данный список был отправлен другим министрам финансов G7 и после этого были разосланы приглашения на первую встречу". 

В статье Financial Times "Восстанавливая Трансатлантический альянс" в 2003 году все тот же Кайо Кох-Везер, заместитель министра финансов ФРГ Ханса Айхеля, в соавторстве с Фредом Бергстеном, почетным директором Института международной экономики Петерсона, заявляют:

"Мы предлагаем, чтобы Европейский союз и Соединенные Штаты создали неформальное, но важное собрание в формате "G2", который функционировало в качестве неформальной комиссии для следования их собственным экономическим интересам и обеспечения лидерства для мировой экономики. ЕС и США – это единственные экономические супердержавы, Япония утратила свои позиции, а Китай пока далек от достижения глобального превосходства. Не нужно никаких новых организаций. Даже не нужно формально объявлять о создании G2. Данный формат будет работать в рамках существующих международных организаций, как двусторонних, – таких, как саммиты ЕС – США – так и многосторонних, как G7 и ВТО". 

Концовка статьи также примечательна: "Трансатлантическим отношениям [США и Европы] отчаянно необходимо новое концептуальное основания для замены общего врага эпохи Холодной войны"

Иными словами, один из архитекторов формата G20 даже не упоминает о том, что западные страны должны развивать сотрудничество с развивающимися государствами – он говорит о том, что США и ЕС нужно восполнить отсутствие общего врага в Холодной войне и при этом развивать формат G2, не объявляя о его создании. 

В 2004 году в американском аналитическом центре "Брукинский институт" [признан нежелательной организацией в РФ] был опубликован материал "Глобальное экономическое управление на перепутье: заменяя G7 на G20".

В статье отмечаются тенденции по росту численности населения и экономической значимости в развивающихся странах, в частности: 
"В следующие 50 лет население мира увеличится на 50% с 6 млрд до 9 млрд человек. Рост на 3 млрд придется исключительно на развивающиеся страны, при этом население развитых стран в 2050 году останется на прежнем уровне, как и сегодня – примерно 1 млрд человек".

В материале отмечается, что "существует фундаментальная асимметрия между глобальной реальностью и действующими механизмами глобального управления, формат G7, эсклюзивный клуб развитых стран, представляющих западную культуру – является основным примером данного анахронизма".

При этом эксперты предложили не объявлять о создании G2 – что фактически равноценно предложению о создании подобной структуры без объявления – а "усилить атлантический альянс, так как это ключевое партнерство для мировой экономики". По мнению экспертов, "сильный диалог в экономической политике между США и ЕС будет наиболее рациональным в контексте более широкого глобального форума".

Совместные действия в ответ на глобальный финансовый кризис

Одним из немногих успешных примеров координированных действий "Двадцатки" стали решения, принятые в ответ на мировой финансовый кризис, который начался в 2008 году после ипотечного кризиса "сабпрайм" в США в 2007–2008 годах.

Форум в Вашингтоне 14–15 ноября 2008 года стал первым для G20, в рамках которого в данном формате также начали участвовать главы государств – тем самым, "Двадцатка" приобрела политическое измерение, помимо экономической повестки.

По итогам первого форума на высшем уровне были приняты ряд основных положений, в том числе по координированному запуску стимулирующих мер в ответ на финансовый кризис. В ходе форума G20 в Лондоне в апреле 2009 года страны договорились о принятии мер по стимулированию в объеме $1,1 трлн.

В общей сложности объем государственных мер, принятых в 2008–2009 годах в виде координированного ответа составил около $4 трлн.
Формат G20 в 2024 – по-прежнему в интересах Запада

В экономическом плане и политическом аспекте формат G20 – как и 25 лет назад – по-прежнему более важен для развитых стран, чем для развивающихся. Это способ сохранить свое влияние и значимость в мире, в котором значимость G7 уменьшается. 

Фактор снижения роли признают сами западные институты: по данным МВФ и Всемирного банка, доля G7 в мировом ВВП сократилась с 66% в 1999 году до 44% в 2022 году. Доля G20 при этом фактически осталась неизменной, составив 81% в 1999% году и 78% в 2022 году – данные по G7 наглядно показывают, что снижение доли G20 в целом произошло за счет ухудшение экономических показателей развитых, а не развивающихся стран за этот период.

Стоит также отметить расхождение в показателях развивающихся стран, входящих в БРИКС и G7: в 2022 году доля от мирового ВВП по паритету покупательной способности G7 составила 30,5% в 2022, доля БРИКС – 34,2%.

К 2029 году по прогнозам МВФ доля БРИКС+ в номинальном ВВП мировой экономике вырастет до 29,2%, при этом доля развитых стран G7 снизится до 42,4%.

Сигналы о недовольстве существующим форматом G20 со стороны его участников уже поступали со стороны России, Китая и ряда других стран. В 2022 году президент РФ Владимир Путин не стали принимать участие в форуме G20 в Индонезии. В сентябре 2023 году в работе форума в Нью-Дели не стал принимать глава КНР Си Цзиньпин.

Ряд ключевых развивающихся стран в лице Бразилии и Индии пока еще сохраняют полноценное взаимодействие как с G7 в формате G20, так и с развивающимися странами в формате БРИКС+. Однако в целом экономическое и политическое сотрудничество в рамках "Двадцатки" все более явно сводится лишь к формальным заявлениям и итоговым совместным фотографиям его участников. Призывы к реформам мировой финансовой системы в рамках "Двадцатки" были озвучены еще в США в 2008 году и в очередной раз были повторены в ходе форума в Бразилии. Вместо заявлений необходимы активные действия по защите интересов развивающихся стран. Президент Бразилии Луис Игнасио Лула да Силва, выступивший организатором G20 в 2024 году, в своем заявлении на "Двадцатке" подчеркнул: 

"История G20 переплетена с шоками, с которыми столкнулась мировая экономика в последние десятилетия. Своевременные действия предотвратили превращение кризиса 2008 года в катастрофический обвал. Однако призыв к реформам оказался недостаточным, чтобы исправить излишества рыночной дерегуляции. Власти выбрали спасение банков, вместо помощи людям. Неолиберальная глобализация потерпела неудачу. Мы не должны ждать новой мировой войны или нового экономического кризиса, чтобы изменить международный порядок".

Формат G20 не поможет добиться подобных изменений – развивающимся странам придется взять инициативу в свои руки. Для реализации целей по созданию собственных контуров финансово-экономического сотрудничества формат БРИКС+ и другие объединения вне западных институтов, скорее всего, будут более успешными по сравнению с G20 в дальнейшем.

Последние материалы

10:27, 19 ноября 2024, вторник
Эксперты ЦБ: повышение ставки центробанка может приводить к росту цен, но "эффективные" компании справятся

Авторы опубликованной в ЦБ РФ аналитической записке допустили, что повышение процентных ставок может вести к росту инфляции в экономике, при этом призвав не рассматривать данное утверждение "как официальную позицию Банка России".

13:09, 16 ноября 2024, суббота
COP29 – геополитический раскол климатической повестки

Конференция ООН по климату в Азербайджане обнажила противоречия между развивающимися и развитыми странами, поставив больше вопросов, чем ответов относительно дальнейшего развития мировой "зеленой повестки".

12:43, 14 ноября 2024, четверг
Торговая война–2025: кто в Европе пострадает сильнее всех от пошлин Трампа?

Ряд крупных стран Евросоюза в лице Германии, Италии и Ирландии могут понести наиболее ощутимые экономические потери. При этом ожидаемое повышение импортных пошлин США в ходе второго президентского срока Дональда Трампа может пройти в несколько этапов. 

10:12, 13 ноября 2024, среда
"Одна семья – трое детей" Китая: попытка разминировать крупнейшую демографическую бомбу в мире

Угроза старения и долгосрочного снижения численности населения Китая привела к резкой смене приоритетов в демографической политике страны. Однако новые меры господдержки семей, одобренные после нескольких десятилетий ограничения рождаемости, пока не привели к желаемым результатам. 

21:11, 11 ноября 2024, понедельник
Репатриация золота мировыми ЦБ: США и Великобритания утратили доверие

Тенденция по возвращению золота из хранилищ в Нью-Йорке и Лондоне остается в силе, при этом к репатриации золота все активнее подключаются страны Глобального Юга.

20:52, 8 ноября 2024, пятница
Внешнеполитическое казино Трампа: ставка на пошлины


Общее число стран, которые могут понести определенные потери от нового президентства Трампа из-за нового витка торговой войны в мире в целом заметно выше количества потенциальных "бенефициаров" его возвращения к власти.

20:23, 7 ноября 2024, четверг
Германия на перепутье: "Светофор" сломался, министры разбежались

ФРГ оказалась в состоянии экономического и политического кризиса. Коалиционное правительство распалось, экономика страны находится на грани рецессии.

18:15, 7 ноября 2024, четверг
Второй срок Трампа: как изменится экономика и внешняя политика США

Возвращение Дональда Трампа на пост президента приведет к изменениям во внутренней и внешней политике с возобновлением изоляционистского курса США.

11:33, 4 ноября 2024, понедельник
Евросоюз заходящего солнца: сделано в Китае

В надежде "стать независимыми" от энергоносителей России страны ЕС оказались в полной зависимости от Китая в импортных поставках компонентов солнечной энергетики. На фоне серии банкротств и закрытий ряда компаний производящих солнечные модули, в Брюсселе также начали торговую войну с Пекином из-за импорта электромобилей. 

10:59, 2 ноября 2024, суббота
Экономика Великобритании на военном положении: фискальная нагрузка страны вырастет до уровней Второй мировой войны

Новые британские власти рассчитывают снизить дефицит бюджета и сократить госдолг за счет более высоких налогов и стабильного экономического роста. Иными словами, Туманный Альбион в ближайшие годы ждет рекордный рост фискальной нагрузки, необходимость увеличения заимствований и стагнация в экономике. 

Наверх