Последовательная активизация военного и политико-экономического сотрудничества Еревана и Вашингтона все более явно ведет к формированию новых рисков для России в регионе Южного Кавказа.
Американские власти продолжают увеличивать финансирование Армении по линии Агентства США по международному развитию (USAID). 6 сентября руководитель армянской миссии USAID Джон Аллело и вице-премьер Армении Мгер Григорян подписали соглашение об увеличении объемов ранее подписанного соглашения до $250 млн. Изначально соглашение по предоставлению грантов Армении со стороны USAID было подписано в июне 2022 года сроком на 5 лет и предусматривало выделение $120 млн "с целью укрепления демократических ценностей и обеспечения экономической стабильности" в Армении.
Для лучшего понимания планомерного и все более активного сотрудничества США и Армении стоит обозначить общий объем средств, которые были выделены по линии USAID, а также основные цели, для реализации которых они предоставляются.
По данным USAID, американские власти с 1992 года "инвестировали приблизительно $3,3 млрд в Армению для поддержки демократических реформ, экономического роста и устойчивости и для оказания гуманитарной помощи".
В каждом ежегодном докладе исследовательской службы Конгресса США по финансированию программ USAID отмечается, что с США руководствуются тремя основными интересами при выделении финансирования иностранным государствам: национальной безопасностью, коммерческими интересами и гуманитарными соображениями.
Тем самым, средства, которые получает правительство Армении по линии USAID, в первую очередь призваны отвечать интересам национальной безопасности США, интересам американских компаний и только в последнюю очередь, неким абстрактными "гуманитарными соображениями".
Поэтому, когда руководитель миссии USAID Джон Аллело в своих комментариях об увеличении объема данной программы США в Армении, заявляет о том, что работа агентства "вместе с правительством Армении и министерствами выполняет ключевую роль в достижении наших общих целей" – речь, в первую очередь, идет об увеличении финансирования интересов национальной безопасности США, а также интересов американских компаний в данном регионе.
Стоит подчеркнуть, что взаимодействие USAID с Арменией продолжается на правительственном уровне. При этом в странах, которые не поддерживают внешнеполитический курс США, USAID активно сотрудничает с оппозиционными партиями и движениями. В 2012 году деятельность данной организации была официально запрещена в России. В 2013 году власти Боливии прекратили деятельность агентства на территории страны. В 2023 году президент Мексики обратился к США с требованием прекратить финансирование оппозиционных партий по линии USAID.
В январе 2024 года Джеймстаунский фонд, неправительственная организация США, чья деятельность также была признана нежелательной в России, вполне явно обозначил, в чем могут выражаться национальные интересы США и американских компаний в Армении. По оценкам организации, Армения "сохраняет существенную экономическую зависимость от России, включая внешнюю торговлю, энергетику, стратегический импорт и притоки финансовых средств". Как отмечается, "эта глубокая зависимость представляет собой существенные проблемы для Еревана на пути в отрыве от влияния Москвы и преследования более глубокой интеграции с Западом".
Стоит добавить, что Джеймстаунский фонд был основан при поддержке Центрального разведывательного управления США в 1984 году американским юристом Уильямом Геймером вместе с уроженцем Украины Аркадием Шевченко, который занимал пост чрезвычайного и полномочным посла СССР и в 1978 году сбежал в США. В состав руководства организации входили ныне покойный Збигнев Бжезинский и бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси.
Среди потенциальных "национальных интересов США" в Армении, а также действия по "отрыву от влияния Москвы" речь потенциально может идти о создании проблем для России как на внутреннем, так и на внешнем контуре ЕАЭС. В частности, со стороны Еревана ранее звучали предложения реализации проекта транспортного коридора "Север–Юг" через территорию Армении, а не через территорию Азербайджана. Данная инициатива, в том числе, продолжает выдвигаться при поддержке Индии и Ирана. Кроме того Армения продолжает попытки продвижения концепции создания коридора "Персидский залив–Черное море" – также при поддержке Ирана и Индии.
Помимо экономического подрыва интересов России в Армении и на Южном Кавказе в целом США за последние годы также активизировали военное сотрудничество с Арменией. Ереван и Вашингтон уже дважды – в сентябре 2023 года и в июле 2024 года – проводили совместные военные учения под названием "Орёл Партнёр".
При этом, Ереван фактически приостановил свое участие в работе "Организации договора о коллективной безопасности". В ноябре 2023 года премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о том, что власти страны не будут подписывать решение совета ОДКБ о бюджете на 2024 год, тем самым прекратив финансирование ОДКБ.
России необходимо учитывать и принимать ответные меры с учетом планомерной реализации стратегии по продвижению интересов США и подрыву военно-экономических связей РФ с Арменией.