Открытие Китая после почти двух лет карантина вселило оптимизм в планы общеизвестных мировых производителей автомобилей, так как продажи автомобилей в Китае растут. Руководители Volkswagen b BMW заявили о новом позитиве в своих планах продаж на этот год из-за увеличения спроса в Китае.
Но при этом, статистика авторынка Китая говорит о том, что многие из иностранных автопроизводителей медленно, но неуклонно вытесняются с китайского автомобильного рынка.
Доля международные производители автомобилей сократилась с 61% в 2020 году до 41% в последнем квартале прошлого года. В первой половине этого года должен быть небольшой отскок, поскольку эти производители избавляются от старых запасов, но ожидается, что их общая доля в этом году будет значительно ниже 50%.
При этом среди самих международных автоконцернов ситуация разнится. Продажи Toyota в Китае держатся достаточно хорошо, а у ее японских конкурентов Nissan и Honda за последние несколько лет наблюдается значительное падение. Премиум-бренды в целом оказались лучше, чем масс-маркет.
Появление электромобилей является наиболее важным фактором, переворачивающим автомобильную иерархию в Китае. Производственные циклы планирования выпуска автомобильной продукции длинные, и многие автопроизводители недооценили скорость перехода китайского рынка на электромобили.
В последнем квартале прошлого года у международных автопроизводителей было всего 8% китайского рынка электромобилей, и многие из их предложений не могут конкурировать с местными по цене, ассортименту и характеристикам. Их доля на китайском рынке электромобилей неуклонно снижается, из-за того, что BYD и Tesla, взяли на себя маркетинговую инициативу, а местные компании выпустили на рынок огромное разнообразие электромобилей на любые запросы и кошелек.
Ранние данные о продажах за 2023 год показывают, что тенденция потери рынка сохраняется. В январе и феврале японские бренды упали на 39%, немецкие — на 21%. В отличие от этого, BYD уже продала за этот период более 300 000 автомобилей, что на 70% больше. Основатель Ван Чуанфу заявил на прошлой неделе, что к концу года компания намерена продать больше всех автомобилей в Китае.
Государственная политика Коммунистической партии Китая сыграла одну из главнейших ролей в текущем прогрессе. До недавнего времени международные автоконцерны были обязаны производить автомобили совместно с местными партнерами. Это позволило ускорить получение технологий и производственных ноу-хау китайским компаниями. А устойчивый тренд на электрофикацию автомобилей позволил перехватить эстафету китайскими компаниями, и начать захватывать собственный рынок.
Особенно важно, что Китай для мировых автоконцернов последние несколько десятилетий являлся ключевым рынком. Большая часть роста мировых продаж автомобилей за последние 20 лет была связана с расширением среднего класса Китая. Потеря китайского рынка сулит серьезные проблемы для автоконцернов в течение следующих 5-10 лет.