Госкорпорации России и Китая совместно с компаниями из стран Глобального Юга и Азии занимают лидирующие позиции по объемам строительства новых АЭС в мире. В США также начинают уделять больше внимания атомной генерации на фоне растущих энергопотребностей центров обработки данных.
Ядерная энергетика проделала большой путь с момента ввода в эксплуатацию первой в мире советской атомной электростанции в поселке Обнинское Калужской области 70 лет назад. Периоды эйфории от развития гражданских атомных технологий и бурного строительства АЭС в мире чередовались с этапами стагнации атомных мощностей и негативными настроениями из-за аварий в различных странах.
Одним из поводов к возобновлению интереса к строительству АЭС формально стало подписание Парижского соглашения по климату в 2015 году – атомная энергетика вновь "вошла в моду" на фоне объявления странами целей о снижении вредных выбросов в атмосферу. В 2023 году на конференции в ОАЭ делегации 22 стран подписали декларацию с намерением утроить объем ядерной генерации в мире к 2050 году.
При этом страны, выступившие за увеличение строительства АЭС, не входят в число государств, которые уже вели и продолжают вести активную работу по увеличению генерирующих мощностей с помощью ядерной энергии – речь идет, в первую очередь, о России и Китае. В Москве и Пекине еще до формирования глобальной климатической повестки осознавали необходимость продолжения процесса строительства новых АЭС.
Планы по существенному увеличению атомной генерации в России были официально озвучены в мае 2014 года, в ходе встречи президента РФ Владимира Путина с участниками саммита лидеров глобального бизнеса в рамках Петербургского экономического форума. Глава государства заявил о намерении России к 2045 году повысить долю атомной генерации в энергобалансе страны до 25%. Путин вновь подтвердил намерение по реализации данных планов в марте 2024 года, в рамках мероприятий по запуску строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург и седьмого энергоблока Ленинградской АЭС. В сентябре 2024 года, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума, Путин также отметил, что рассматривается вопрос строительства атомных электростанций на Дальнем Востоке России. В целом в 2023 году доля АЭС в общем объеме генерации РФ составляла около 20%.
В качестве правопреемницы СССР Россия по-прежнему играет ключевую роль в процессе развития атомной энергетики. В 2020 году в РФ была введена в строй первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС). В стране уже эксплуатируются энергоблоки на быстрых нейтронах и строятся новые реакторы, позволяющие реализовать на АЭС замкнутый топливный цикл.
По данным Росатома, портфель зарубежных заказов госкорпорации включает 39 блоков (включая шесть блоков малой мощности) в 10 странах на разных стадиях реализации.
В целом в 2024 году на страны Глобального Юга и Азии, по данным МАГАТЭ, приходится 48 или почти 80% от 62 строящихся реакторов АЭС. С учетом строящихся в России энергоблоков, доля западных стран в создании новых ядерных генерирующих мощностей составляет около 13% от общего числа создающихся в мире новых реакторов.
Китай занимает ведущее место по общему числу строящихся реакторов АЭС: в 2024 году на стадии строительства в стране находились 28 блоков совокупной мощностью около 30 ГВт. Доля АЭС в общей генерации страны составляет около 5%, с учетом строящихся станций в КНР намерены довести этот показатель до 10% к 2023 году и, по текущим планам, до 18% к 2060 году.
В США сохраняют первое место по общему числу действующих реакторов, однако большая их часть на 54 АЭС была построена в период с 1967 по 1990 год. В период с 1990 по 2023 год число функционирующих энергоблоков на территории США снизилось со 112 до 93 единиц.
Одним из новых стимулов для возобновления строительства АЭС в США в последнее время стал рост энергопотребления компаниями высокотехнологичного сектора – при этом озвученные в 2024 сделки по покупке энергии у операторов станций были связаны с обеспечением работы центров обработки данных (ЦОД). Крупные американские компании активно наращивают использование подобных "дата-центров" в процессе разработки и использования технологий генеративного искусственного интеллекта, а также предоставления услуг хранения данных с помощью "облачных" технологий. В 2024 году компании заключили несколько подобных сделок.
В марте 2024 года компания Talen Energy сообщила о продаже центра обработки данных мощностью в 960 МВт некоей неназванной "крупной компании-провайдеру облачных услуг". Впоследствии из презентации компании, посвященной данной сделке, выяснилось, что речь идет о продаже Amazon Web Services Inc ЦОД, созданных компанией Cumulus Data, напрямую подключенных к атомной электростанции "Саскуэханна" на северо-востоке штата Пенсильвания.
В сентябре 2024 года корпорация Microsoft заключила соглашение сроком на 20 лет на покупку электроэнергии у компании Constellation Energy. В рамках договора, в частности, планируется возобновление работы АЭС "Три-Майл- Айленд". Второй блок станции был выведен из эксплуатации после аварии в 1979 году, работа первого блока АЭС была приостановлена в 2019 году.
В октябре 2024 года компания Google сообщила о заключении соглашения на строительство малых реакторов общей мощностью 500 МВт с компанией Kairos Power, предполагается, что первый реактор будет введен в эксплуатацию к 2030 году, в дальнейшем в Google рассчитывают получать электроэнергию от реакторов, строительство которых планируется завершить до 2035 года.
Несмотря на определенный прогресс в технологиях, в том числе в сфере строительства малых реакторов, атомная энергетика в целом отличается длительными сроками строительства объектов и требует серьезных вложений. Одним из примеров не вполне удачного строительства АЭС в западных странах является проект "Хинкли Пойнт" в Великобритании. Территория для строительства новой атомной электростанции была выбрана в графстве Сомерсет в Юго-западной Англии в 2010 году, лицензия на строительство АЭС была выдана в 2012 году. Контракт на создание британской АЭС был подписан с французской EDF Energy и китайской China General Nuclear (CGN) в 2016 году. Предполагалось, что процесс создания новой АЭС, начавшийся в 2017 году, будет завершен в 2027 году.
Однако в ходе строительства возникли серьезные задержки, и в январе 2024 года в EDF Energy сообщили о переносе сроков ввода станции в строй на 2031 год. При этом расходы при строительстве, по заявлению компании, выросли с изначальных £25–26 млрд в ценах 2015 года до £31–35 млрд. C учетом инфляции, в ценах 2024 года речь идет почти об удвоении первоначальной стоимости проекта до £42–48 млрд.
Данный пример показывает, что желания развитых стран "утроить" объем генерирующих мощностей к 2050 году не вполне совпадают с их реальными возможностями.
Когда США, Великобритания, Франция, а также ряд других стран подписали данную декларацию о намерениях, показатель установленных мощностей АЭС, по состоянию на конец 2023 года, по данным МАГАТЭ, составлял 371,5 ГВт с общим числом действующих реакторов в мире в 413 единиц.
По оценкам Morgan Stanley, заявленная цель по установке дополнительных 740 ГВт в течение следующих 25 лет является "повышенной" и к 2050 году, странам мира, скорее всего, удастся лишь удвоить объемы генерирующих мощностей АЭС.
Для этих целей потребуются огромные инвестиции: согласно прогнозам инвестбанка Китай будет вынужден потратить около $470 млрд, расходы на создание новых АЭС в США и Европе составят $250 млрд и $197 млрд, соответственно.