Котировки нефть марки Brent закрепились выше 90 долл./барр. и в сентябре может превысить отметку в 100 долл./барр. Рост цен с июня составляет около 30%.
Последняя статистика от Комиссии по торговле фьючерсами США показывает, что совокупная чистая длинная позиция хедж-фондов по Brent и West Texas Intermediate подскочила на 137 тыс. контрактов, или на 35%, до 527 тыс. контрактов (максимума за полтора года) за две недели до 12 сентября.
Объем длинных позиций эквивалентен 500 млн баррелей, и такой объем может удовлетворить мировой спрос примерно на пять дней.
Но многие инвесторы использовали рынок опционов, чтобы застраховаться от превышения уровня цен свыше 100 долл./барр. до конца года. Сейчас хедж-фонды владеют 37 тыс. опционов колл на WTI с ценой страйк в 115 долл.
Решение Саудовской Аравии и России сократить поставки, несмотря на рост цен, усилило напряженность в отношениях с развитыми экономиками. Международное энергетическое агентство (МЭА) предупредило в середине сентября, что они загоняют мировой рынок нефти в угол существенного дефицита.
Более высокие цены на нефть также ставят под угрозу способность центральных банков контролировать инфляцию. Эр-Рияд и Москва объявили, что продлевают добровольные сокращения поставок нефти, срок действия которых первоначально должен был истечь этим летом, до конца года.
Принц Абдулазиз бин Салман, министр энергетики Саудовской Аравии, 18 сентября заявил, что действия королевства не направлены на «повышение цен», и подверг критике МЭА, которое в основном финансируется членами ОЭСР, заявив, что ему должно быть «стыдно» своих недавних прогнозов.
Фатих Бироль, глава МЭА, спрогнозировал на прошлой неделе, что МЭА полагает, что спрос на нефть, газ и уголь достигнет пика до 2030 года. Однако члены ОПЕК раскритиковали эту точку зрения, обвинив МЭА в манипуляциях рынком и подрыве привлекательности инвестиций в энергетический сектор.
Генеральный директор Saudi Aramco, главной энергетической компании королевства, 18 сентября заявил, что пророчества о пике спроса на нефть вызывают много вопросов и спрогнозировал, что к концу этого десятилетия мировое потребление дополнительно вырастет ещё почти на 10 %.
Даже в МЭА ожидают, что в этом году мировое потребление нефти в достигнет нового рекорда в 101,8 млн барр./сут.
На этом фоне Россия налаживает новый путь поставок нефти к главному покупателю. В августе двум танкерам, не ледового класса, было предоставлено разрешение на проход по Северному морскому пути. Суда с корпусами для теплых морей отправились в Китай в начале сентября.
Один из двух нефтяных танкеров, «Браво», перевозит груз объемом около 1 млн баррелей нефти в порт Жичжао на востоке Китая. Судно «Леонид Лоза», перевозящее такое же количество нефти в восточный Китай, вышло из порта Мурманска 9 сентября, через шесть дней после «Браво».
В 2022 году только один специально оснащенный противоледовой защитой танкер — «Василий Динков» — перевозил российскую нефть по этому маршруту в Китай. Однако, согласно данным отслеживания судов Kpler, в этом году на Северном морском пути на китайских маршрутах работали уже 10 танкеров ледового класса. В середине сентября в китайский порт прибыл один танкер СПГ, оборудованный специальным корпусом ледового класса.
Использование обычных судов на маршруте потенциально возможно с 2020 года. «Росатом» разрешил судам неледовых классов ходить по маршруту в летне-осеннее окно с июля до середины ноября самостоятельно или в сопровождении ледокола.
Можно сделать вывод, что рынок уже решил огромную часть логистических проблем, вызванных западными санкциями. Таким образом, только спрос и количество предложения нефти будет влиять на цену.