Новый выход Трампа из соглашений по климату: выгода для Китая, сомнения в надежности США

Зимний шторм обрушился на юг США

Повторный отказ от соблюдения условий по Парижскому климатическому соглашению выставляет США и развитые страны в целом в негативном свете. Наибольшие дипломатические и технологические дивиденды от данного решения могут достаться Китаю.

Президентский указ о выходе США из состава участников Парижского соглашения по климату в рамках конвенции ООН стал одной из первых исполнительных директив, подписанных Дональдом Трампом после вступления в должность главы государства. Подписывая документ, он заявил о том, что, "мгновенно выходит из несправедливого, одностороннего Парижского климатического "соглашения-обмана".

По его словам, данные соглашения "не отвечают ценностям США" и якобы "направляют деньги американских налогоплательщиков в страны, которым не требуется, и которые не заслуживают финансовой помощи в интересах американского народа".

В свой первый президентский срок Трамп уже выводил США из данных договоренностей, подписав соответствующий президентский указ в 2019 году. Процесс выхода из соглашения является длительным и в итоге США были вне состава всего 4 месяца – после победы на президентских выборах 2020 года Байден в начале 2021 года своим указом возобновил участие в нем. На этот раз США могут выйти из Парижского договора уже в 2026 году и срок отказа от его выполнения будет исчисляться по крайней мере несколькими годами – в случае, если следующий президент решит вновь присоединиться к процессу его выполнения.

Де-юре и де-факто это уже второй прецедент, когда один из ключевых участников соглашения в лице США за последние годы отказывается от его выполнения. По данным ООН, по состоянию на начало 2025 года участниками соглашения были 194 страны мира и Европейский союз. Выходя из договора США присоединятся к таким государствам, как Иран, Ливия и Йемен, которые не ратифицировали его. 

США являются вторым по величине источником выбросов в атмосферу в мире. По данным НКО Global Carbon Project, партнерской организация ООН, в 2024 году на долю США приходилось 13% или около 5 млрд тонн CO2 от общего объема выбросов.

Первое место по объемам выбросов СO2 в атмосферу в мире занимает Китай. Однако при этом, КНР также занимает лидирующие позиции в мире по установленным мощностям в альтернативной энергетике. В 2024 году Китай достиг показателей в 880 ГВт в солнечной энергетике и 520 ГВт в ветроэнергетике. Тем самым, КНР в 2024 году превысила запланированный уровень в 1200 ГВт по установленным мощностям генерации в альтернативной энергетике, который ранее предполагалось достичь только к 2030 году.

В данном контексте Китай фактически становится лидером в сфере альтернативной энергетике, при этом США в целом рискуют отстать по развитию технологий альтернативной энергетики от Китая. С другой стороны, выход из Парижского соглашения снимает всякие обязательства с США в сфере энергетики, что позволяет американцем наращивать генерацию на всех видах топлива, в то время, как ЕС сосредоточен только на возобновляемых источниках.

Отдельные американские штаты могут продолжить реализацию каких-либо программ в ветряной и солнечной энергетике, но на федеральном уровне поддержка подобных проектов в США фактически исчезла до 2030 года. Если следующий президент решит вернуть США в состав соглашение после ухода Трампа – отставание американских компаний, которые фактически уже сейчас проигрывают КНР по многим позициям в солнечной энергетике, ветрогенерации, электромобилям и других сферах, в дальнейшем только усилится.

Решение Трампа по отказу от соблюдений экологических норм также потенциально может создать определенные коллизии в торговых отношениях США с Евросоюзом. В ЕС уже вступил в силу так называемый трансграничный налог на выбросы углерода (Carbon Border Adjustment Mechanism), при котором с иностранных компаний взимаются дополнительные налоговые пошлины за продукцию с повышенной энергоемкостью производства.

Применение данных мер в отношении американских компаний при Трампе может стать поводом для обострения торговых отношений между США и ЕС. 
Пример выхода США из договора в первый раз не привел к аналогичному решению от каких-либо других участников. В этот раз за США может последовать Аргентина, а также в перспективе и другие государства. Доводом в пользу подобного решения может стать отсутствие каких-либо финансовых и экономических санкций в отношении США за выход из состава климатических соглашений, а также повышенные затраты, ассоциированные с развитием альтернативной энергетики.

Несмотря на то, что Парижское соглашение по климату в целом подписали более 190 стран мира, среди них нет единодушия по поводу дальнейшего развития климатической повестки. Последний саммит по климату, который, как отмечалось, стал довольно скандальным мероприятием, наглядно показал это.

Наверх