Зимний шторм обрушился на юг США
Повторный отказ от соблюдения условий по Парижскому климатическому соглашению выставляет США и развитые страны в целом в негативном свете. Наибольшие дипломатические и технологические дивиденды от данного решения могут достаться Китаю.
Президентский указ о выходе США из состава участников Парижского соглашения по климату в рамках конвенции ООН стал одной из первых исполнительных директив, подписанных Дональдом Трампом после вступления в должность главы государства. Подписывая документ, он заявил о том, что, "мгновенно выходит из несправедливого, одностороннего Парижского климатического "соглашения-обмана".
По его словам, данные соглашения "не отвечают ценностям США" и якобы "направляют деньги американских налогоплательщиков в страны, которым не требуется, и которые не заслуживают финансовой помощи в интересах американского народа".
В свой первый президентский срок Трамп уже выводил США из данных договоренностей, подписав соответствующий президентский указ в 2019 году. Процесс выхода из соглашения является длительным и в итоге США были вне состава всего 4 месяца – после победы на президентских выборах 2020 года Байден в начале 2021 года своим указом возобновил участие в нем. На этот раз США могут выйти из Парижского договора уже в 2026 году и срок отказа от его выполнения будет исчисляться по крайней мере несколькими годами – в случае, если следующий президент решит вновь присоединиться к процессу его выполнения.
Де-юре и де-факто это уже второй прецедент, когда один из ключевых участников соглашения в лице США за последние годы отказывается от его выполнения. По данным ООН, по состоянию на начало 2025 года участниками соглашения были 194 страны мира и Европейский союз. Выходя из договора США присоединятся к таким государствам, как Иран, Ливия и Йемен, которые не ратифицировали его.
США являются вторым по величине источником выбросов в атмосферу в мире. По данным НКО Global Carbon Project, партнерской организация ООН, в 2024 году на долю США приходилось 13% или около 5 млрд тонн CO2 от общего объема выбросов.
Первое место по объемам выбросов СO2 в атмосферу в мире занимает Китай. Однако при этом, КНР также занимает лидирующие позиции в мире по установленным мощностям в альтернативной энергетике. В 2024 году Китай достиг показателей в 880 ГВт в солнечной энергетике и 520 ГВт в ветроэнергетике. Тем самым, КНР в 2024 году превысила запланированный уровень в 1200 ГВт по установленным мощностям генерации в альтернативной энергетике, который ранее предполагалось достичь только к 2030 году.
В данном контексте Китай фактически становится лидером в сфере альтернативной энергетике, при этом США в целом рискуют отстать по развитию технологий альтернативной энергетики от Китая. С другой стороны, выход из Парижского соглашения снимает всякие обязательства с США в сфере энергетики, что позволяет американцем наращивать генерацию на всех видах топлива, в то время, как ЕС сосредоточен только на возобновляемых источниках.
Отдельные американские штаты могут продолжить реализацию каких-либо программ в ветряной и солнечной энергетике, но на федеральном уровне поддержка подобных проектов в США фактически исчезла до 2030 года. Если следующий президент решит вернуть США в состав соглашение после ухода Трампа – отставание американских компаний, которые фактически уже сейчас проигрывают КНР по многим позициям в солнечной энергетике, ветрогенерации, электромобилям и других сферах, в дальнейшем только усилится.
Решение Трампа по отказу от соблюдений экологических норм также потенциально может создать определенные коллизии в торговых отношениях США с Евросоюзом. В ЕС уже вступил в силу так называемый трансграничный налог на выбросы углерода (Carbon Border Adjustment Mechanism), при котором с иностранных компаний взимаются дополнительные налоговые пошлины за продукцию с повышенной энергоемкостью производства.
Применение данных мер в отношении американских компаний при Трампе может стать поводом для обострения торговых отношений между США и ЕС.
Пример выхода США из договора в первый раз не привел к аналогичному решению от каких-либо других участников. В этот раз за США может последовать Аргентина, а также в перспективе и другие государства. Доводом в пользу подобного решения может стать отсутствие каких-либо финансовых и экономических санкций в отношении США за выход из состава климатических соглашений, а также повышенные затраты, ассоциированные с развитием альтернативной энергетики.
Несмотря на то, что Парижское соглашение по климату в целом подписали более 190 стран мира, среди них нет единодушия по поводу дальнейшего развития климатической повестки. Последний саммит по климату, который, как отмечалось, стал довольно скандальным мероприятием, наглядно показал это.