Ситуация с сокращением производства крупнейшего немецкого автомобильного концерна приближается к развязке. На этом фоне в политическом руководстве ФРГ поспешили переложить ответственность за кризис на топ-менеджеров Volkswagen, сняв с себя ответственность за происходящее в экономике страны.
Планы по закрытию части предприятий Volkswagen в Германии, озвученные руководством концерна ранее, остаются в силе, при этом концерн по-прежнему собирается уволить значительную часть своих сотрудников. Эту информацию 28 октября подтвердила глава производственного совета Volkswagen Даниэла Кавалло, выступая с балкона штаб-квартиры концерна в Вольфсбурге перед недовольными работниками.
Она также отметила, что у компании пока нет каких-либо новых компромиссных предложений в переговорном процессе с работниками компании. По ее словам, руководство компании настроено серьезно и ожидаемое закрытие заводов и сокращение сотрудников – "это план крупнейшей промышленной группы Германии по началу продажи производства на ее внутреннем рынке".
Представитель кабинета министров ФРГ Вольфганг Бюхнер в комментариях СМИ заявил о том, что, по мнению канцлера Германии Олафа Шольца, решение руководства "Фольксваген" о закрытии заводов якобы связано с "ошибочными управленческими решениями компании", за которые не должны отвечать ее работники.
Заместитель председателя фракции СДПГ в Бундестаге Верена Хубертц также возложила ответственность на бизнес, заявив о том, что "неверные управленческие решения… не должны приводить к тому, чтобы сотрудники брали на себя вину за их принятие".
Проблемы для Volkswagen, на современном этапе, как уже отмечалось, начались после того, как концерн столкнулся с серьезными репутационными, штрафными и судебными издержками из-за мирового скандала вокруг занижения выбросов в своих автомобилях.
Новым серьезным фактором, который стал общим для многих немецких компаний, и продолжает негативно влиять на позиции Volkswagen, оказался рост цен на энергоносители и сырье.
В корпоративной отчетности Volkswagen за несколько последних лет с 2022 года вполне явно отражается рост производственных затрат, а также расходов на исследования и разработки. Немецкий концерн испытывает серьезное давление из-за повышенных цен на энергоносители и сырье, а также необходимости продолжать вкладывать средства в совершенствование линейки полноценных электромобилей и гибридных электромобилей Volkswagen в условиях жесткой конкуренции с другими автопроизводителями, в особенности из Китая. Помимо этого дополнительным фактором повышенных фиксированных затрат для многих немецких компаний и в том числе крупнейшего немецкого автоконцерна стала индексация заработной платы, прошедшая в последние годы.
В итоговом отчете за 2022 год в Volkswagen было отмечено снижение продаж с 8,9 млн в 2021 году до 8,3 млн единиц в 2022 году. Чистый приток ликвидности снизился почти в два раза: с 8,6 млрд евро в 2021 году до 4,8 млрд евро в 2022 году. Расходы компании на исследования и разработки выросли с 7,6% до 8,2%, капитальные затраты выросли с 5,1% до 5,5%.
В компании отметили, что в 2022 году показатель рентабельности продаж Volkswagen оказался почти в два раза ниже, чем у конкурентов – 3,6% по сравнению с 7%. Показатель конвертации денежных средств компании составил 33% при значении показателя в 50% у конкурентов компании.
В качестве ключевых тезисов в отчете компании были отмечены: низкий уровень рентабельности продаж бренда Volkswagen, рост материальных затрат и выход компании с российского рынка.
В прогнозе на 2023 год в Volkswagen отметили: "Российско-украинский конфликт создал существенную неопределенность, в особенности в плане потенциальных последствий действий политических игроков, в основном в сфере длительности, интенсивности и размещения энергетических поставок и воздействия на цепочки поставок. Поставки энергоносителей и других сырьевых материалов и частей для производственного процесса могут привести к более высоким осложнениям, в особенности в Европе, где может возникнуть нехватка поставок газа. Более высокие цены на энергоносители и сырьевые активы вдобавок к повышенной волатильности могут усилить фактор напряженности. Более того, [более высокие] темпы инфляции могут снизить покупательную способность, негативно повлиять на потребительскую активность и снизить спрос на нашу продукцию".
В отчете за 2023 год компания вновь отметила негативный эффект в размере 1 млрд евро для операционной прибыли из-за списания российского бизнеса VW. Негативный эффект от потери российского рынка для Volkswagen был отмечен и в финансовой отчетности компании за первую половину 2024 года – в компании отметили списание 200 млн евро в связи с закрытием финансового подразделения на рынке РФ.
В 2023 году показатель рентабельности продаж основного подразделения Volkswagen вырос с 3,6% до 4,1%, при этом по-прежнему оставаясь заметно ниже, чем у конкурентов концерна. В процентном выражении показатели НИОКР и затраты в 2023 году остались на прежнем уровне, при небольшом процентном снижении расходов на исследования и разработки – c 5,5% в 2022 году до 5,4% от общего объема прибыли с продаж автомобильного подразделения. Однако в номинальном выражении затраты Volkswagen за последние годы неуклонно растут: с 12,7 млрд евро по капзатратам и 18,9 млрд евро по НИОКР в 2022 году до 14,4 млрд и 21,8 млрд евро в 2023 году, соответственно.
В первой половине 2024 года эта тенденция продолжилась: производственные затраты и расходы на НИОКР выросли с 5,6 млрд (4,3%) и 10,2 млрд евро (7,8%) в первые шесть месяцев 2023 года до 5,9 млрд (4,6%) и 11,4 млрд евро (8,8%) за первые шесть месяцев 2024 года. По итогам года в компании ожидают, что затраты на производство и разработки в целом могут достичь 13,5–14,5% от объема прибыли с продаж по сравнению с уровнем в 13,5% в 2023 году.
В отчете за первую половину 2024 года также было отмечено снижение чистого потока наличных средств в автомобильном подразделении: показатель упал с отметки в 2,9 млрд евро по итогам первых 6 месяцев 2023 года до отрицательной величины в –100 млн евро по итогам первых 6 месяцев 2024 года.
Серьезным фактором для Volkswagen является потеря позиций на рынке Китая. За последние десять лет прибыль концерна на рынке Китая упала в два раза, при этом в последние годы темпы снижения ускоряются. В 2014 году операционная прибыль концерна в рамках совместных предприятий в стране составляла 5,1 млрд евро.
В 2022 году показатель составил 3,28 млрд евро, в 2023 году операционная прибыль упала до 2,62 млрд, в первой половине 2024 года было отмечено снижение на 30% до 0,8 млрд евро. По итогам 2024 года в Volkswagen ожидают результата в 1,5–2 млрд евро.
В августе 2024 года в рамках конференц-связи с инвесторами по итогам результатов первой половины года в руководстве Volkswagen отметили, что "компания работает в сложных условиях… Volkswagen работает в условиях геополитического и экономического кризиса". По заявлению руководства компании, "конкуренция на автомобильном рынке существенно обострилась во всем мире", при этом "новые конкуренты входят на рынок с высоким уровнем инноваций и преимуществами в производственных затратах". В компании отметили, что рентабельность продаж автомобилей марки Volkswagen опустилась ниже 1% из-за высоких фиксированных затрат и расходов по реструктуризации. Генеральный директор Оливер Блюме отметил, что "в прошлом году в Германии были повышены зарплаты более чем на 5% и в этом году снова на 3%... это отражается на наших затратах".
По итогам 9 месяцев 2024 года в Volkswagen сообщили о сохранении негативных тенденций по снижению продаж. По данным компании, общий объем продаж автомобилей в мире сократился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В Европе снижение составило 0,9%, при этом в Германии продажи автомобилей Volkswagen снизились на 1,6%. По оценкам руководства концерна, основным фактором сокращения продаж стало снижение динамики в Китае, где, как отмечается, "конкурентная ситуация является особенно напряженной".
В компании неуклонно растут затраты, снижается спрос на продукцию на территории Германии и в Европе в целом, при этом бизнес Volkswagen в Китае находится под серьезным давлением из-за конкуренции и также показывает более слабые результаты.
В данной ситуации проблема адекватности оценок происходящего нынешним руководством Германии, которое обвиняет Volkswagen в "неверных управленческих решениях", заключается в том, что в ситуации вынужденного сокращения расходов оказался не только ключевой немецкий концерн, но и многие другие компании Германии.
По данным опроса Торгово-промышленной палаты Германии (DIHK), проведенного в августе 2024 года, в Германии с 2022 года заметно выросла доля компаний, которые собираются сокращать производство на территории страны и выводить его в другие государства. В 2024 году 37% из 3000 немецких компаний, принявших участие в опросе DIHK, заявили о наличии подобных планов. В 2023 году о подобных планах заявили представители 32% компаний ФРГ, в 2022 году – 21%.
Среди крупного немецкого бизнеса, в компаниях с общим числом сотрудников свыше 500 человек доля рассматривающих сокращение производственных мощностей в Германии, по данным DIHK, составляет 51%.
Заместитель гендиректора DIHK Ахим Деркс прокомментировал результаты опроса, отметив, что доверие немецкой экономики к энергетической политике страны "серьезно подорвано". Он также добавил: "Компании на сегодняшний день не видят полной ясности в мерах энергетической политики федерального правительства".
Немецкая экономика теряет конкурентоспособность из-за роста производственных затрат – во многом вследствие разрыва экономических отношений с Россией и ростом стоимости энергоносителей для компаний ФРГ. Политические деятели, под руководством которых проходил данный процесс, судя по последним парламентским выборам и экономическим тенденциям, наблюдающимся в стране, вполне осязаемо теряют доверие населения и бизнеса.
Концерн Volkswagen в ближайшее время в целом рискует пойти по пути корпорации Boeing. Одна из ключевых промышленных компаний США находится в сложной финансовой и производственной ситуации из-за продолжающейся забастовки сотрудников. В случае, если руководству Volkswagen не удастся достичь договоренностей со своими работниками, начиная с 1 декабря на заводах концерна в Германии могут начаться массовые забастовки.
В ночь с 28 на 29 октября часть сотрудников Volkswagen на предприятии в Оснабрюке, которому грозит закрытие, по заявлению немецкого профсоюза IG Metall, уже приняла участие в первой волне забастовок в металлургической и электротехнической промышленности Германии.