Слияние Nissan и Honda: японские компании не выдерживают конкуренции с Китаем

Работа Нью-Йоркской фондовой бирж

Объединение Nissan Motor и Honda Group, к которому также может примкнуть Mitsubishi, может предоставить Nissan временную передышку, но не гарантирует успех объединенной компании. 

Автомобильный сектор как, возможно, никакой другой сегмент мировой экономики испытывает серьезные изменения. Технологические инновации и изменение потребительских тенденций и до этого приводили к смене лидеров, однако, на этот раз в отрасли наблюдается глобальный сдвиг, который затрагивает всех участников. Многие компании не успевают адаптироваться к скорости изменения процессов в отрасли: от повышенного акцента на полноценных и гибридных электромобилях до изменения приоритетов и денежных возможностей потребителей. 

Общим "знаменателем" большинства автомобильных компаний становится Китай с повышенными возможностями автопроизводителей КНР к выпуску новых моделей по конкурентным ценам. 

Продажи автомобилей Honda в 2002 - 2024 гг

https://worldmarketstudies.ru/

В результате, из-за снижения продаж и повышенных долговых обязательств  в 2024 году ряд прежних лидеров столкнулись с финансовыми проблемами. Volkswagen, второй по величине автомобильный концерн в мире, "внезапно" оказался в кризисной ситуации. Руководство японской компании Nissan, стабильно входившей в число мировых лидеров по продажам автомобилей вплоть до пандемии Covid-2019, в ноябре 2024 года сообщило о том, что "у компании осталось от 12 до 14 месяцев для выживания". В период с 2010 по 2020 годы Nissan входил в топ-5 компаний в мире по объему продаж автомобилей.

Для Nissan текущий кризис – третий и самый серьезный за последние несколько десятилетий.

Первый произошел в 1990-е годы, когда компания начала нести серьезные убытки во второй половине десятилетия. Компания инвестировала большой объем средств в расширение производства машин, однако продажи компании сокращались как на внутреннем рынке в Японии, так и на основном экспортном рынке в США. Высокие производственные затраты вкупе с попытками сгладить эффект от падения продаж за счет предоставления скидок на машины Nissan усугубили сложное финансовое положение компании. К началу 1999 года совокупный объем долга Nissan Motor Co достиг $36,5 млрд. Французская Renault фактически спасла Nissan от банкротства, купив 36,8% акций японской компании. Карлос Гон, занявший пост гендиректора Nissan в 2001 году, смог вывести компанию на более стабильную траекторию – в том числе за счет агрессивного сокращения расходов.

Второй кризис произошел в 2018–2019 годах на фоне скандала с увольнением Гона. Ряд топ-менеджеров Nissan обратились к японским правоохранительным органам с информацией о фальсификации сведений о доходах компании и компенсации ее руководства. Карлос Гон был арестован по данным обвинениям в январе 2018 года. В ноябре 2018 года он был уволен с поста гендиректора Nissan. Год спустя, в ноябре 2019 года в СМИ появились сведения о том, что сами информаторы были замешаны в преступлениях, в которых они обвинили вышестоящее руководство. На фоне кризиса произошло серьезное падение акций Nissan, компания также понесла ощутимые репутационные потери.

Текущий кризис для Nissan является самым серьезным во многом потому, что компания фактически обратилась за помощью к своему прямому конкуренту в Японии. По утверждению Гона, который до сих пор находится в международном розыске после бегства из Японии в декабре 2019 года,  руководство Honda "не в восторге от данного проекта по слиянию с Nissan". Он отметил, что у компаний нет какой-либо синергии по проектам, они являются прямыми конкурентами на многих рынках и выпускают схожие автомобили. По мнению бывшего гендиректора Nissan, слияние компаний проводится под давлением японских властей. Чиновники из министерства экономики, торговли и промышленности Японии, по сведениям опального экс-руководителя Nissan, не хотят допускать неконтролируемого банкротства компании. 

Продажи автомобилей Nissan в США и Китае в 2015 -2024 гг

ИИМР

К настоящему кризису Nissan пришел на фоне резкого падения продаж в США и Китае за последние годы. Пик продаж компании на американском рынке был отмечен в 2017 году на уровне в 1,59 млн автомобилей. Начиная с 2021 года, ежегодные объемы продаж Nissan в США упали в два раза (893 тыс. машин), и, фактически, остались на схожем уровне в последующие годы. По ряду оценок, в первой половине 2024 году прибыли дилерских компаний Nissan в США упали на 70% по сравнению с 2023 годом, рентабельность продаж составила всего 1%.

Объем продаж Nissan в Китае также заметно упал по сравнению с результатами прежних лет. За 11 месяцев 2024 года продажи Nissan в Китае составили около 621 тыс. машин – в два раза ниже по сравнению с показателями 2020 и 2021 годов. 

Японские компании не могут соревноваться с автопроизводителями из Китая в сегменте электромобилей – не только на рынке КНР, но и в других странах. Китайские BYD и другие компании также фактически занимают ключевые позиции в сегменте наиболее совершенных аккумуляторных батарей. Китайские компании уже занимают ведущие места по переработке аккумуляторных батарей. По оценкам Международного энергетического агентства, к 2030 году КНР будет владеть до 70% от мировых мощностей по переработке аккумуляторов для электромобилей. 

Помимо этого, КНР также владеет существенными запасами сырья, необходимого для производства батарей – в частности, лития.

Слияние Nissan и Honda не поможет объединенной компании каким-то образом нивелировать данные преимущества КНР в сегменте EV. Более того, как ожидается, руководящие должности в объединенной компании получат представители Honda, при этом Nissan может ожидать новая волна сокращения расходов и оптимизации производства.

Наверх