Китайская модернизация Африки – от торговли и кредитов к мягкой силе в непрерывной орбите влияния и интересов КНР

Международный форум сотрудничества "Китай - Африка" продолжается в Пекине

Несмотря на текущее снижение инвестиций и кредитования стран Африки, взаимодействие с данным регионом и Глобальным Югом в целом является ключевым примером реализации "модернизации в китайском стиле" во внешней политике Пекина.

Страны африканского континента на протяжении истории человечества, возможно как никакие другие государства в мире, претерпели серьезные и болезненные метаморфозы, переходя от стадии субъекта геополитики к объекту завоеваний и борьбы за ресурсы, от могущественных древних царств – к еще одной римской провинции и колонии европейских стран. 

Несмотря на активный процесс самоорганизации, страны Африки в XX веке оставались полем битвы сверхдержав в лице СССР и США. В настоящее время в западных исследовательских центрах ситуация в Африке зачастую все еще оценивается как продолжающийся процесс борьбы за ресурсы и рабочую силу – в том числе, с учетом Африки как самого "молодого" континента по возрасту населения и дальнейшего развития миграционных процессов.

Китай сегодня уже играет ключевую роль с учетом своего экономического развития и потенциала в Евразии. Африканский континент фактически стал следующим регионом мира, постепенно перешедшим в сферу влияния КНР. При этом власти США и ЕС ранее уже пытались представить взаимодействие с африканскими странами со стороны Китая, который фактически перехватил у них инициативу на континенте, как "неоколониализм". 

В КНР называют данные обвинения абсурдными, отмечая, что использование санкций и всевозможных ограничений в отношении развивающихся стран, в том числе в Африке, являются прерогативой США и ЕС. В американском Центре стратегических и международных исследований (CSIS) [входит в реестр нежелательных иностранных и международных организаций в РФ – прим. ред.] признают, что манипулируя возможностью доступа к своим рынкам, власти западных стран, тем самым, эксплуатируют граждан государств, против которых вводят санкции.

КНР в целом имеет серьезные преимущества перед США и ЕС на африканском континенте – не только с учетом возросших объемов торговли и инвестиций, но и с учетом истории. В Африке могут наблюдать определенные параллели в многотысячелетней истории стран своего континента и продолжительной истории развития Китая – от появления древних могущественных империй к их последующему угасанию, раздробленности и периоду колонизации Китая европейскими державами. Аналогично, по сравнению с западными странами Китай:

  • не участвовал в вооруженной колонизации, работорговле и разграбления африканского континента с массовыми убийствами мирного населения многих стран, вывозом ценностей и реликвий.
  • не был замечен в подрывной работе спецслужб и организации свержения правительств африканских стран на современном этапе, в частности, не являлся сторонником "Арабской весны" в странах Северной Африки.
  • не навязывал свою модель государственного управления ни одной из стран Африки.

Поэтому, когда председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении на 9-м форуме китайско-африканского сотрудничества в Пекине, заявляет о том, что "западный подход причинил огромные страдания развивающимся странам" – его слова не являются пустым звуком для лидеров более 50 африканских стран, собравшихся в Пекине в начале сентября 2024 года. 

Концепция "модернизации" Африки, представленная в итоговом заявлении министерской встречи в рамках форума, и прозвучавшая в заявлении председателя КНР "Объединяя усилия в продвижении модернизации и построения общества с совместных будущим" перед лидерами африканских государств, по мнению отдельных западных экспертов, является не более чем эвфемизмом для прикрытия процесса сокращения инвестиций КНР в страны Африки.

Однако эти заявления были согласованы на министерском и высшем уровнях. Форум в Пекине стал наиболее представительным в мире в плане взаимодействия какой-либо из стран с Африкой. При этом никто из стран мира, включая РФ, несмотря на достаточно представительный формат форума Россия – Африка в 2023 году, – не оказывает подобного пышного приема одновременно столь большому числу  африканских лидеров. Главы африканских стран могли бы отказаться от участия в форуме, но вместо этого они вполне явно оказали поддержку данному подходу Китая.

Необходимо учитывать современную историю экономических взаимоотношений Китая и Африки, не так давно буквально начавшихся с нуля. По данным Африканского банка развития, объем товарооборота стран Африки и Китая в начале 1950х годов составлял немногим более $12 млн.

В 1960 году показатель вырос до $100 млн. Китай развивал торговые связи с африканскими странами, несмотря на серьезные проблемы в собственной экономике. В частности, программа "Большой скачок", запущенная Коммунистической партией Китая в 1958 году, привела к довольно противоречивым результатам, в том числе в сельском хозяйстве страны и была отменена в 1962 году. Уровень дохода на душу населения в КНР в 1960 году, по данным Всемирного банка, составлял около $90. На тот момент многие африканские страны, в частности, Гана, Кения, Конго, Кот-д'Ивуар, Либерия, Нигерия, Сенегал и ЮАР были фактически богаче Китая по данному показателю.

Однако к 1980 году объем товарооборота Китая и государств Африки превысил $1 млрд. В 2023 году товарооборот КНР с африканскими странами превысил $282 млрд. КНР стала главным торговым партнером континента, опередив Евросоюз. Объем инвестиций Китая в страны Африки увеличился с $75 млн в 2003 году до $5 млрд в 2006 году и достиг рекордных $28 млрд в 2016 году. 

СССР еще раньше, чем Китай, начал и более активно участвовал в попытках индустриализации многих африканских стран, и на современном этапе российские компании – в частности ГК "Росатом" – продолжают сотрудничество со странами континента. Власти РФ также уже оказали довольно серьезную финансовую помощь в виде списания кредитов странам Африки на сумму в $23 млрд. 

Тем не менее, Китай, начиная с увеличения торгового, инфраструктурного и политического сотрудничества с Африкой в 1960-х годах, реализации инфраструктурных проектов в 1970-х и последующим планомерным наращиванием финансирования, не замыкался "в себе" и не "уходил" из региона почти на 15 лет – с 1990х до середины 2000х – в отличие от России. Планомерный характер сотрудничества и предсказуемая непрерывность взаимодействия Китая со странами Африки с более стабильным внешнеполитическим курсом – одно из объективных преимуществ, которые КНР имеет перед Россией – и многими другими странами на африканском треке сотрудничества. 

На текущий момент РФ и Китай фактически поменялись ролями во взаимодействии со странами Африки по сравнению с масштабами деятельности СССР и КНР во второй половине XX века. Китай выделил существенно больший объем кредитов, обладает более высокими финансовыми возможностями по дальнейшему кредитованию африканских стран и имеет более высокий товарооборот с Африкой, чем Россия. 

В целом Китаю, как и России, выгоден долгосрочный экономический подъем и рост покупательной способности стран Африки и Глобального Юга.

Вместе с тем, очевидно, что степень влияния и уровень взаимоотношений Китая с Африкой будет зависеть не только от кредитов, вложений и совместных проектов в африканских странах, но и возможностей по защите этих инвестиций и привлечению лидеров государств Африки на свою сторону. Прошедший в сентябре 2024 года форум в Пекине показал, что КНР сохраняет расположение глав африканских стран.

С учетом принципа невмешательства Китая в политическую ситуацию на континенте китайская "модернизации" Африки представленная в начале сентября 2024 года в Пекине, тем не менее, выходит за рамки простого экономического сотрудничества и имеет вполне явные черты идеологической концепции.

В конечном счете, "модернизация в китайском стиле" возможна только в КНР, так как для реализации данной стратегии, в первую очередь, требуется руководящая роль КПК. Власти Китая ранее уже вполне ясно давали определение данному термину, заявляя о том, что "модернизация по китайскому образцу – это социалистическая модернизация, возглавляемая Коммунистической партией Китая".
О

днако дальнейшее плодотворное развитие торгово-экономических связей с Африкой для Китая – это возможность продемонстрировать на мировом уровне пример успешного подъема стран вне парадигмы развития и сферы влияния коллективного Запада. Стремление властей КНР доказать успешность этого сотрудничества в данном контексте для стран Африки также является определенной гарантией того, что Пекин в дальнейшем не откажется от проекта "модернизации" Африки и текущий период пониженных инвестиций будет лишь временным феноменом.

Для африканских государств Китай, в свою очередь, является не просто экономическим, но и историко-идеологическим примером страны, которая изначально с внешней помощью смогла совершить успешный рывок в развитии, и затем смогла выйти из-под контроля западных стран.

Укрепление взаимоотношений КНР и Африки проходит на фоне негативных тенденций в Европе: ЕС в целом вступает в период изоляционизма, с более высокими рисками региональных конфликтов и пониженных возможностей влияния во внешней политике. Текущая стратегия США и ЕС в целом сохраняет скорее конфронтационный характер, судя по докладам европейских и американских исследовательских центров с заявлениями о необходимости "стратегического противостояния Китаю в странах Глобального Юга".

Сохраняя лидирующие позиции в мировой экономике, а также демонстрируя новые успехи в науке и технологиях, Китай будет и дальше оставаться желанным партнером для многих африканских стран. В Пекине будут стремиться наращивать торговое и гуманитарное сотрудничество с государствами Африки на фоне сохранения все тех же деструктивных намерений стран Запада на африканском континенте.

Наверх