Администрация Байдена запретит некоторые виды инвестиций в секторы квантовых вычислений, передовой микроэлектроники и искусственного интеллекта в Китае
Эти меры должны уменьшить выгоды от американских технологий и капитала, которые получают китайские вооруженные силы.
Президент Джо Байден 9 августа издал распоряжение о введении запретов, которые коснутся частных и венчурных компаний, а также американских инвесторов-физлиц в совместные предприятия с китайскими группами.
Распоряжение создают правовой механизм, в рамках которого от компаний потребуется информировать правительство об инвестициях в указанные сектора даже в тех случаях, когда запреты не будут применяться.
Распоряжение об ограничении внешних инвестиций является последним в ряду мер, направленных на ограничение доступа Китая к передовым технологиям в рамках стратегии, которую советник по национальной безопасности США Джейк Салливан назвал «маленький двор, высокий забор».
Новые правила должны вступить в силу со следующего года. В администрации президента утверждают, что принятые меры пока не планируют распространять на другие области, такие как биотехнологии. Однако распоряжение включает в себя требование провести проверку эффективности принятых мер затронутых отраслей в течение года.
В сентябре Байден должен продлить срок действия масштабной программы по экспортному контролю, стартовавшей в октябре прошлого года, которая затрудняет китайским компаниям импорт передовой микроэлектроники и оборудования для изготовления микросхем.
В Белом Доме надеются, что их союзники последуют примеру. Однако японские официальные лица уже дали понять, что Токио не намерен пересматривать законодательство, регулирующее зарубежные инвестиции.
Американские инвесторы уже пытаются оценить потенциальное влияние распоряжения Байдена на их активы в Китае.
Такие компании прямых инвестиций как General Atlantic, Warburg Pincus и Carlyle Group в последние годы вложили миллиарды долларов в Китай, стремясь получить прибыль от превращения страны в технологическую сверхдержаву.
Однако многие из них уже давно поняли, куда дует ветер. По данным Dealogic, в 2021 году инвесткомпании заключили сделки в Китае на сумму 47 млрд долларов, однако в 2022 году сумма упала до 2,4 млрд долларов и составляет 2,8 млрд долларов в этом.
Sequoia Capital пошла на радикальные упреждающие шаги. В июне венчурная компания заявила, что выделяет свои китайские и индийские подразделения в отдельные юрлица.
Однако General Atlantic, которая инвестировала во владельца TikTok ByteDance и ритейлера одежды, обуви и аксессуаров Shein, заявляла в июне, что продолжит искать в стране возможности для вложения капитала.
Но включение в распоряжение ИИ — технологии, которую используют предприятия во многих секторах — может удержать американских инвесторов от вложений в широкий круг китайских компаний.
Например, пока не понятно, можно ли будет купить долю в складской компании, использующей ИИ, так как схожие технологии могут использовать и военные.
Также нет определенности вокруг пенсионных фондов и других институциональных инвесторов, которые предоставляют капитал венчурным фондам и фондам прямых инвестиций в Китае.
Пока администрация не планирует вводить ограничения в тех случаях, когда вклад, который делает американский фонд, является чисто финансовым и тот, кто предоставляет капитал, не имеет возможности влиять на принятие решений и деятельность китайского фонда. Но инвестиции должны быть ниже определенного порога, который будет определен в ближайшие месяцы.
В администрации президента пояснили, что они сосредоточили внимание на американских компаниях, потому что эти фонды могут предоставить китайским партнерам ценные нематериальные выгоды, такие как знакомство с экспертами и выход на других важных лиц.