Трансатлантический раскол: США перекладывают украинский кризис на плечи Европы

Визит президента Украины Владимира Зеленского в США

После энергетического шока Европа сталкивается с новым потрясением из-за смены военно-политической парадигмы в Североатлантическом альянсе, необходимости обеспечения собственной безопасности и продолжения финансирования киевского режима без участия США. 

Изоляционистский подход Дональда Трампа к внешней политике и его неприязнь к Владимиру Зеленскому, несмотря на многие предшествующие сигналы и заявления, все-таки застали многих европейских союзников США по НАТО врасплох.

Провалившиеся переговоры между Трампом и Зеленским во многом стали поворотным моментом и подвели черту под прежним американским курсом в отношении Украины. Произошла серьезная девальвация позиций украинского лидера в США и, в контексте украинского кризиса, союзнических отношений между США и европейскими партнерами по НАТО.

Для Зеленского и поддерживающих его европейских стран подобная ситуация стала неожиданностью из-за того, что они проигнорировали возможные последствия своих собственных действий, а также явно переоценили свою значимость для США на текущем этапе.

Неприязнь к Украине и Зеленскому

Один из первых этапов формирования негативных отношений Трампа к Украине произошел еще до того, как он выиграл президентские выборы в ноябре 2016 года. Глава предвыборной кампании Трампа Пол Манафорт с подачи новых украинских властей оказался в центре коррупционного скандала, когда в американских СМИ начали появляться публикации о его лоббистской деятельности на Украине и сотрудничестве с бывшим президентом Януковичем. Расследование так называемого "российского вмешательства", которое якобы имело место на президентских выборах США в 2016 году, по мнению Трампа, которое он высказывал в различных интервью, также началось при сотрудничестве украинских властей с Демократической партией США. 

Трамп также попытался добиться расследования на предмет коррупции деятельности нефтегазовой компании Burisma на Украине и сына вице-президента США Хантера Байдена, входившего в состав совета директоров. Телефонные переговоры между Трампом и Зеленским по данной теме в 2019 году впоследствии стали поводом для предъявления Трампу импичмента по обвинениям в злоупотреблении властью для получения компромата на Джо Байдена, основного оппонента Трампа на президентских выборах 2020 года. Зеленский на момент проведения расследования фактически дистанцировался от Трампа и не оказывал ему какой-либо поддержки. 

Украинские власти в целом были явно заинтересованы в том, чтобы Трамп оставался под давлением в течение всего первого президентского срока и впоследствии проиграл на выборах 2020 года. Подобный расклад гарантировал продолжение финансовой и военной помощи со стороны США, а любые попытки остановить ее расценивались как "содействие России в агрессии против Украины". 

В ходе избирательной кампании перед президентскими выборами 2024 года Трамп неоднократно заявлял о том, что хочет добиться завершения конфликта на Украине. 

Ему не удалось это сделать это за 24 часа, и вряд ли удастся и за 100 дней второго срока. Тем не менее, под его руководством США явно стремятся "зафиксировать" свои финансовые и политические потери в украинском кризисе и сосредоточить внимание на противостояние с Китаем. Потенциальный военный конфликт с Ираном, судя по возвращению администрации Трампа к "максимальному давлению" в отношении Тегерана, также является более приоритетным, чем продолжение участия в войне на Украине.

Подобная позиция явно противоречит желанием режима Зеленского продолжать получать финансовую и военную помощь со стороны США. 
Практически сразу после возвращения Трампа к власти в 2025 году между американским руководством и Зеленским произошло несколько мини-конфликтов. В интервью телеканалу Bloomberg министр финансов США Скотт Бессент заявил о том, что у него был "жесткий разговор" с Зеленским при переговорах по сделке с минеральными ресурсами в Киеве 12 февраля.

По словам Трампа, опубликованным впоследствии в соцсети Truth Social, украинский лидер "вел себя неподобающим образом" с министром. Ряд американских СМИ, в частности, телеканал Fox, заявили о том, что "Зеленский проспал, опоздал на встречу на час и грубо разговаривал с министром финансом США". Бессент также отметил, что "жесткий разговор" также состоялся между вице-президентом США и Зеленским на конференции по безопасности, которая была проведена в Мюнхене с 14 по 16 февраля.

Встреча между Трампом и Зеленским в Белом доме 28 февраля стала кульминацией напряженных отношений между ними. Вместо сделки по минеральным ресурсам произошел фактический отказ от предоставления каких-либо гарантий по безопасности Украины, личная неприязнь к Зеленскому со стороны Трампа явно усилилась. Власти США начали рассматривать прекращение поставок оружия Украине, при этом перспективы дальнейшего предоставления американской финансовой помощи фактически исчезли – подобные меры не получат одобрения в Конгрессе США.

После переговоров с Зеленским Трамп в интервью журналистам заявил о том, что США "не хотят принимать участия в 10-летней войне". Несколькими неделями на мюнхенской конференции фактически об этом же заявлял вице-президент США Джей Ди Вэнс, говоря о том, Европе оборона Германии "субсидируется американскими налогоплательщиками".

Общий объем выделенных средство Украине в 2022-2024 гг

Источник: worldmarketstudies.ru

Для стран Европы подобные заявления и  недвусмысленный сигнал о прекращении прежней поддержки Зеленского со стороны США стали неожиданностью. Союзники США по НАТО "ответили" общим сбором глав стран ЕС, а также Великобритании и Канады в Лондоне, совместной фотографией и заявлением. Реальным итогом саммита можно назвать то, что Франции и Великобритании, выдвигавшим свои варианты разрешения украинского кризиса, не удалось согласовать мирный план урегулирования. Несмотря на все заявления о стремлении к обеспечению собственной безопасности, а также приблизительные оценки возможного увеличения военных расходов Европа оказалась не готова к подобному сценарию. 

Навстречу европейской военной "независимости"

Украинский кризис стал основной причиной роста военных расходов в Европе, начавшегося в 2015 году. В марте 2015 года глава Еврокомиссии в интервью немецкому изданию Welt am Sonntag заявил о том, что "Европе нужна собственная армия для защиты ценностей Европейского союза".
10 лет спустя страны Европы, несмотря на непрерывное увеличение военных расходов за это время, практически никак не приблизились к созданию "общеевропейской армии". 19 марта Еврокомиссия опубликует "белую книгу" по новым оборонным проектам в ЕС, а также возможным источникам финансирования. 

Незадолго до переговоров Трампа и Зеленского европейский аналитический центр "Институт Брейгеля" опубликовал оценки расходов, которые придется понести странам Европы, если США откажутся от дальнейшей поддержки Украины. Согласно представленным цифрам, в ЕС придется создать дополнительный воинский контингент в 300 тысяч человек и увеличить военные расходы  "по крайней мере на 250 млрд евро в год" на начальном этапе. 

Планы Еврокомиссии по совместным военным проектам и подобные прогнозы, тем не менее, не описывают какого-либо конкретного плана действий, в рамках которого ЕС собирается обеспечивать свою безопасность и продолжать участвовать в военном конфликте на Украине на стороне режима Зеленского против России.

Военные расходы НАТО а 2024 году

Источник: worldmarketstudies.ru

Будет ли в состав "общеевропейской армии" входить Великобритания, покинувшая Евросоюз? Как власти европейских стран будут объяснять населению исчезновение последних остатков национального суверенитета и формирование армии под руководством Брюсселя? Как в дальнейшем будет выглядеть блок НАТО, если европейские страны будут заниматься обороной без помощи США? На эти и ряд многих других вопросов в Европе по-прежнему нет конкретных ответов, в Евросоюзе нет реального видения замены НАТО в регионе. 

Стоит напомнить основную преамбулу создания Североатлантического альянса, которую выразил первый генеральный секретарь НАТО Гастингс Исмей: "Держать американцев в Европе, русских вне Европы, а немцев в подчинении".

Отказ администрации Трампа от дальнейшего участия в украинском конфликте и давление с его стороны в отношении властей ЕС по увеличению военных расходов ведет к снижению военного присутствия США в Европе и наиболее серьезному пересмотру роли Германии после Второй мировой войны.

В интервью телеканалу CNN бывший главком НАТО в Европе Джеймс Ставридис заявил о том, что НАТО как организация "возможно, доживает свои последние дни". По его словам, вместо организации может появиться некая "Организация европейского договора". По своему определению подобная структура напоминает ОВД – Организацию стран Варшавского договора – экономическое и военное объединение, существовавшее в Европе под руководством СССР. 

Создание подобной "ОЕД" как одного из возможных прообразов общеевропейской армии сопряжено с политическими и финансовыми проблемами. Для властей стран Европы подобная задача осложняется тем, что создавать новую оборонную структуру придется за свой счет в условиях, когда экономика Германии и ряда других ключевых стран региона находится в ослабленном состоянии. Для увеличения военных затрат, в Европе, скорее всего попытаются принять комбинацию мер в виде снижения социальных расходов, о чем уже заявлял генсек НАТО Марк Рютте, увеличения долговой нагрузки, возможного роста налогов, а также потенциального продолжения воровства замороженных российских активов.

Реализация многих элементов подобного плана чревата серьезными проблемами для Европы. В своем противостоянии "российской агрессии" ряд европейских стран уже нанесли серьезный ущерб своей промышленности, подорвав ее конкурентоспособность из-за утраты прежнего доступа к поставкам ресурсов из РФ. Последние несколько лет в Европе наблюдается явный рост националистических настроений, а не стремление к дальнейшему делегированию полномочий Брюсселю. Попытки создать "общеевропейскую армию" и продолжить участие в войне на Украине без поддержки США могут привести Европу в состояние еще более серьезного геополитического и экономического кризиса.

Наверх