Президент Чили Габриэль Борич объявил о частичной национализации ресурсов лития в Чили. Конкретный механизм национализации пока неизвестен.
Вечером 20 апреля 2023 года новый президент Чили Габриэль Борич объявил о частичной национализации ресурсов лития в Чили. Конкретный механизм национализации пока неизвестен. Более того, инициатива должна пройти через законодательный орган и обязательно столкнется с дипломатическим давлением США.
Albemarle Corporation и Sociedad Química y Minera de Chile два крупнейших добытчика лития в Чили. SQM была национализирована в 1971 году, а затем продана зятю Пиночета в 1983 году. В 1995 году компания сосредоточила свои инвестиции на литии в пустыне Атакама, крупнейшем запасе лития в мире, где находится около пятой части всех известных запасов. В 1995 году компания разместила ADR на NYSE и собрала достаточно для небольшого частного совместного предприятия, а несколько лет спустя частные инвестиции в компанию увеличились в сотни раз.
Из-за роста двусторонней торговли между США и Чили Билл Клинтон попытался вовлечь Чили в НАФТА. Конгресс отверг эту идею, и все согласились на двустороннее торговое соглашение, которое было ратифицировано и подписано Джорджем Бушем-младшим в 2005 году.
Это соглашение о свободной торговле имеет решающее значение в 2023 году. Половина субсидий на электромобили в США основана на происхождении «критических минералов», включая литий. С 18 апреля 40% полезных ископаемых поступать из США или из стран-партнеров по свободной торговле для активации субсидий. К 2029 году этот показатель достигнет 80%. Чили и Австралия как раз входят в список стран-партнеров США по свободной торговле.
По данным Геологической службы США, в 2022 году Австралия произвела 47% мирового лития, а Чили — еще 30%. На две страны приходится около 60% известных мировых запасов лития, около трети из которых находятся в Атакаме.
План национализации президента Габриэля Борич в нынешнем виде план очень скудный по деталям:
• Создать новое национальное государственное предприятие по производству лития. Им будут управлять CODELCO и другие государственные горнодобывающие предприятия, CORFO и ENAMI.
• Создать дополнительные государственно-частные совместные предприятия с контрольным пакетом акций новой государственной компании.
• Снизить воздействие на окружающую среду, в том числе стимулирование прямого извлечения вместо прудов-испарителей.
• Более широко использовать труд местных коренных жителей Атакаменьо.
• Стимулировать инвестиции в предприятия с добавленной стоимостью для развития экспорта других товаров, связанных с аккумуляторами.
При этом, согласно шестому пункту плана, контракты SQM и Albemarle на разработку месторождений продолжат действовать до истечения своих сроков. Но, по сути, им предоставляется выбор: отдать новой государственной компании контрольный пакет шахт или рискнуть потерять 100% без компенсации, по истечении срока аренды.
Срок аренды SQM истекает в 2030 году, всего через 7 лет. Срок действия Albemarle истекает в 2043 году, и 20 лет дают им гораздо больше гибкости. Как бы то ни было, до 2030 года общенациональные выборы состоятся еще два раза, поэтому ожидание их результатов может оказаться разумным курсом даже для SQM.
Демарш чилийского президента, конечно, не останется незамеченным в Вашингтоне. Но как США будут реагировать? Соглашение о свободной торговле с Чили является ключевым и для самих США: Закон о снижении инфляции, в котором прописаны субсидии на электромобили – ключевое решение администрации Байдена и в предвыборных год было бы странно разрывать отношения с одним из главных поставщиков сырья. А без Чили и Австралии в этом списке будет невозможно выполнить требования 2029 года (80% сырья при производстве аккумуляторов должно быть произведено в США или в странах партнерах по торговому соглашению).