Один их крупнейших мировых торговцев нефтью и нефтепродуктами — компания Vitol Group в этом году активно скупала сети заправочных стаций по всему миру. Компания либо полностью владеет, либо имеет долю в более чем 8800 заправках в настоящий момент. Такие приобретения дают ей возможность конкурировать с некоторыми крупными нефтяными компаниями и уже сделали ее вторым по объемам розничным продавцом топлива в Африке.
Торговая компания делает ставку на то, что спрос на традиционное топливо на развивающихся рынках останется устойчивым, несмотря на то, что электромобили будут занимать все большую долю рынка в развитых странах.
Это дает Vitol, прибыль которой в прошлом году составила 15,1 млрд долларов, одновременно и рынок сбыта продукции, которой она торгует, и физические активы, которые генерируют прибыль независимо от состояния нефтяного рынка.
Vitol уже более десяти лет инвестирует в переработку нефти, скупая НПЗ, и в заправки, однако в прошедшем году разворот к переработке и розничному рынку ускорился. За последние 12 месяцев количество заправок в ее портфеле увеличилось, приблизительно, на треть, подсчитали аналитики Блумберг.
В феврале Vivo Energy, принадлежащая Vitol, купила 74% акций южноафриканской компании Engen, оценив ее примерно в 2 млрд долларов. После одобрения правительствами нескольких африканских стран Vitol объединит сеть Vivo с 3900 заправочными станциями под брендами Shell и Engen.
В Турции компания Petrol Ofisi A.S. передала Vitol управление 2700 заправочными станциями после подписания соглашения о покупке активов BP в стране, а также доли в нефтяном терминале. Vitol принадлежит примерно 30% акций австралийской Viva Energy Group, которая также управляет нефтеперерабатывающим заводом в Джилонге недалеко от Мельбурна. Vitol также имеет доли в пакистанской Hascol Petroleum и европейской нефтеперерабатывающей компании Varo Energy.
Сделки обусловлены тем, что более крупные игроки делают ставку на проекты по разведке и добыче. Например, Exxon Mobil скупает сланцевые месторождения и нефтепроводы и продает НПЗ и АЗС.
Vitol полагается на устойчивость спроса на нефть в странах, где автопарки вряд ли в ближайшее время перейдут на электроэнергию. Хотя по разным прогнозам заправочные станции в таких регионах, как Европа, будут закрываться из-за спада продаж, ожидается, что потребление автомобильного топлива на развивающихся рынках значительно вырастет. По оценкам аналитиков Citac Africa, к 2030 году продажи топлива в африканских странах вырастут более чем на 20%.
Vitol — не единственный трейдер, который придерживается такой стратегии. Trafigura Group владеет обширной сетью заправок через подразделение Puma Energy, которая контролирует АЗС в нескольких африканских странах и Латинской Америке.